Какой Председатель, такой и Союз

Почему главный музейщик страны считает, что российским музеям «не нужно гнаться за количеством посетителей»?

  
2092
На фото: генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский
На фото: генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

На днях небольшое интервью радиостанции «Эхо Москвы» дал председатель Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Повод для разговора весьма актуальный — похищение картины Куинджи с выставки в московской Третьяковской галереи.

Журналисты попытались выведать у закоренелого музейщика рецепт, как избежать таких происшествий. Тем более, что в истории самого Эрмитажа было много подобных эпизодов. Но ответ Пиотровского всех удивил, он, конечно, похвалил смотрительниц Эрмитажа, вроде как они прошли спецподготовку, поругал современные охранные технологии и заявил, что все дело в количестве людей! Видите ли, безопасность объектов и комфорт музейщиков лежит в плоскости размера толпы на входе.

Председатель Союза музеев России на полном серьезе считает и даже несколько раз это повторил, что музеям не нужно гнаться за количеством посетителей. Тогда, простите, для чего вообще нужны музеи? Музеи созданы, чтобы хранить и демонстрировать культурно-историческое наследие, именно эта их главная цель, заложенная обществом. И в случае, когда демонстрация экспонатов ограничивается, нарушается один из основных принципов функционирования музеев. А ведь высокая посещаемость должна быть выгодна всем — государству, которое выполняет свою просветительскую функцию, людям — которые получают новые культурные знания и эстетическое удовольствие, ну, и самим музейщикам. Очевидно, что от количества проданных билетов зависит их доход, возможность отреставрировать больше объектов, расширить экспозицию, улучшить условия…

Читайте также
Михаил Делягин: В схватку с Западом Россия подошла в разобранном состоянии Михаил Делягин: В схватку с Западом Россия подошла в разобранном состоянии Переизбрание Путина «новые феодалы» вполне логично восприняли как карт-бланш для своих действий

Толпами людей гордятся ведущие музеи мира и привлечь, как можно больше посетителей, стремятся музеи попроще — ведь это важный показатель их работы. И мы знаем такие примеры. В той же Третьяковской галерее что не выставка, то событие — один рекорд бьет другой. Эрмитаж же, обладающий несметными культурными богатствами, также знаменит своими выставками, но уже больше скандальными. И при этом нежелание руководства Эрмитажа увеличивать поток посетителей известно давно. С одной стороны, это обоснование своей неспособности привлечь людей на что-то стоящее, а скорее расчет только на туристов, которые будут всегда. С другой стороны, это страх ответственности и большего объема работы — кому хочется за одну и туже зарплату работать больше? Ведь деньги придут одинаково и при 1 посетителе и при 100 тысячах. И тут стоит задуматься о странности позиции господина Пиотровского.

Однако в эфире радио затронули и другой важный музейный вопрос — касается он экспонатов, в данном случае трофейных. Не секрет, что коллекции лучших музеев мира строились из экспонатов, захваченных или вывезенных из других стран. Так европейцы разоряли Египет, затем в бесконечных войнах делили награбленное между собой, потом была Октябрьская революция в России, когда большая часть нашего достояния оказалась за рубежом. Немного позже немцы разорили Петергоф и вывезли Янтарную комнату. Наша страна присоединилась к этой «традиции» только с победой во Второй мировой. СССР на правах победителя смог получить в качестве трофеев крохотную часть культурного наследия Германии, ту, что не успели заполучить союзники. Однако, в рамках дружбы и братского единения народов большая часть вывезенного была вскоре возвращена в послевоенную Германию. Например, знаменитая Сикстинская мадонна кисти Рафаэля. Этот шедевр был фактически спасен нашими офицерами, в Советском Союзе картину отреставрировали и после всего одной выставки безвозмездно передали обратно в Дрезденскую галерею.

В итоге к началу 90-х из трофеев практически ничего не осталось. При этом велись активные споры вокруг, так называемой, Балдинской коллекции — коллекции произведений западноевропейского искусства, обнаруженные офицером Балдиным в подвале одного из немецких замков. После распада Союза активизировались разговоры о том, чтобы данную коллекцию вернуть. Среди лоббистов этой идеи — бывший министр культуры Михаил Швыдкой, а также тот самый Председатель Союза музеев России! Это может показаться шуткой, но Михаил Пиотровский последовательно отстаивает идею о возвращении подобных экспонатов, это позиция человека, в задачу которого входит хранить и оберегать в том числе и такие экспонаты. Вот и получается, что музею не нужны ни толпы народу на его выставках, ни весьма ценные экспонаты, пускай и перемещенные. Это при том, что можно услышать о вероятной торговле предметами искусства при директоре крупнейшего музея России, с заменой оригиналов в залах Эрмитажа их копиями.

Правда это или нет, но человеку, занимающему такую должность и имеющему такой статус, не пристало занимать подобные позиции. Возможно, стоит подумать, чтобы сменить род занятий, чтобы больше соответствовать своим принципам.

Читайте также
«Надеюсь, что у Владимира Путина есть пока ещё секретный план» «Надеюсь, что у Владимира Путина есть пока ещё секретный план» Виталий Третьяков: 7 самых главных проблем, с которыми столкнулся Кремль внутри страны

Что же касается возвращения этих самых экспонатов и предметов искусства, то последние годы этот процесс удалось приостановить. Это стало возможным благодаря тому, что кресло министра культуры РФ занял не менее принципиальный политик — Владимир Мединский. В первый же год своей работы в Министерстве Мединскому пришлось столкнуться с требованием одной из еврейских религиозных общин передать им библиотеку Шнеерсона, хранящуюся в фондах Ленинской библиотеки. И, несмотря на очень жесткие решения американского суда, указанные иудейские реликвии остались в России. Не движется вопрос и в деле о передаче Балдинской коллекции. В своей недавней статье в Российской газете Владимир Мединский заявил предельно четко: «Нынешнее положение дел (о вывезенных в нашу страну предметах искусства — Авт.) исторически справедливо, соответствует нормам международного и российского права и, главное, нормам морали и нравственности и не нуждается в пересмотре».

При этом стремление к повышению посещаемости российских музеев — это также принцип работы министра Мединского, этого он требует от своих подчиненных — руководителей российских музеев. Но, к сожалению, далеко не всем это нужно. Ведь государство как финансировало музейную деятельность, так и финансирует, зарплаты директоров как исчислялись сотнями тысяч, так и исчисляются — их все устраивает, а люди, очереди, ответственность — это лишние хлопоты. Такой подход необходимо срочнейшим образом менять.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
Каковы основные проблемы Российской армии сегодня?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня