
1 февраля госсекретарь США Майк Помпео анонсировал приостановку выполнения Соединенными Штатами обязательств по датированному 1987 г. Договору о ликвидации РСМД (ДРСМД). По словам Помпео, Россия годами нарушала это международное соглашение.
Уже на следующий день Госдепартамент уведомил российское посольство и дипломатические миссии других участников ДРСМД (в т. ч. и Украину) о намерении США выйти из договора. Президент Путин в тот же день сообщил: Россия тоже приостанавливает практику соблюдения обязательств по соглашению.
К сожалению, ДРСМД близится к полному разрыву.
Подписанный Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 г. договор лишал США и Советский Союз возможности обладать наземными ракетами с дальностью полета от 500 до 5500 км. Термин в названии договора на английском языке — INF («ядерные средства промежуточной дальности») — технически неточен, поскольку договор не вводил никаких ограничений на «ядерные средства», а запрещал лишь обладание наземными ракетами промежуточной (малой и средней) дальности, вне зависимости от типа установленных на них боеголовок — как обычных, так и ядерных.
ДРСМД вступил в силу в июне 1988 г., а уже к июню 1991 г. США и Советский Союз уничтожили свои арсеналы, суммарно насчитывавшие почти 2700 ракет. В декабре 1991 г. Советский Союз распался.
Однако США и Россия вовсе не единственные стороны данного соглашения. В контексте положений ДРСМД правопреемниками Советского Союза являются еще 11 бывших советских республик,
Точно так же Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина согласно Лиссабонскому протоколу 1992 г. стали правопреемниками обязательств Советского Союза по подписанному в 1991 г. Договору о СНВ (START I). Белоруссия, Казахстан и Украина взяли на себя обязательства по дальнейшей ликвидации всех находящихся на их территориях стратегических наступательных вооружений, а также — уже в качестве безъядерных государств — по соблюдению положений Договора о нераспространении ядерного оружия от 1970 г.
Что этот краткий экскурс в историю дипломатии дает Украине? Соединенные Штаты и Россия более не связаны ограничениями в рамках ДРСМД, а потому требовать соблюдения положений этого соглашения Украиной и другими государствами им будет непросто. Киев (в случае принятия соответствующего решения) сможет предпринять то, что Вашингтон совершил еще две недели назад — воспользоваться правом выхода из данного договора.
Украина останется связанной обязательствами по другим соглашениям. Так, Договор о нераспространении ядерных вооружений запрещает ей приобретение ядерного оружия. А условия Режима контроля за ракетными технология 1987 г. ограничивают право Украины на экспорт ракет, способных доставлять боеголовки весом 500 кг на расстояние более 500 км.
Срок действия договора о СНВ истек в 2009 г. Ему на смену в 2010 г. пришло новое двустороннее американо-российское соглашение СНВ-III. Можно утверждать, что Украина выполнила взятые на себя обязательства в рамках Лиссабонского протокола по ликвидации всех стратегических видов вооружений на своей территории, но при этом не брала на себя обязательства по отказу от приобретения подобных вооружений в будущем.
В то же время любая попытка создания межконтинентальных баллистических ракет (МБР), вне всякого сомнения, столкнется с решительным сопротивлением США, ведь потенциал американского арсенала МБР и других видов стратегических вооружений ограничивается соглашением СНВ-III.
А вот наземные ракеты средней и малой дальности — это уже иной вопрос. У правительства США просто не будет юридических оснований возражать против выхода Украины из ДРСМД, поскольку Киев таким решением лишь последует примеру Вашингтона.
Более того, у правительства США не будет особых оснований для жалоб, если Киев придет к выводу о том, что ракеты средней и малой дальности способны укрепить потенциал Украины (естественно, при оснащении упомянутых ракет обычными, а не ядерными боеголовками).
Возражать могут другие страны. Против, однозначно, выступит Россия, но Киеву простят полное игнорирование российских требований. Обеспокоиться могут и некоторые европейские страны. С технической точки зрения они находятся в радиусе действия украинских ракет промежуточной дальности. Однако оснований опасаться украинских ракет с обычными боеголовками у членов ЕС и других европейских государств явно не больше, чем тревог относительно оснащенных обычными бомбами польских F-16. При этом до недавнего времени нарушение Россией условий ДРСМД не вызывало заметных протестов большинства стран Европы .
Конечно, речь вовсе не идет о подталкивании Украины к разработке и размещению наземных ракет средней и малой дальности. Украинскому правительству следует проанализировать политические и военные факторы, оценить издержки, а также сопоставить потенциальную выгоду от обладания такими ракетами с последствиями вероятных ответных действий РФ и, возможно, ряда других европейских государств.
Но если Киев примет решение о выходе из ДРСМД и задумается о разработке собственных ракет промежуточной дальности, негативной реакции США ему опасаться не придется.
Перевод Константина Василькевича.
Справка
Стивен Пайфер — американский дипломат, посол США на Украине (1998−2000), старший научный сотрудник Института Брукингса — директор Инициативы по контролю над вооружениями.
От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.