Почему у нас уже нет самостоятельного, самодостаточного, благополучного государства
Поскольку декоммунизация, по мнению директора Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича, близка к завершению, чиновник задумался о новой масштабной задаче — деколонизации, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Александр Прохоров.
«После декоммунизации, которая сняла первые насления, мы увидели, что под этим слоем есть российско-имперские наслоения», — заявил он в последнем февральском отчете о деятельности Института нацпамяти. Между прочим, это официальный орган украинской исполнительной власти, учрежденный специальным постановлением Кабинета Министров.
Судя по докладу, особенно сильны имперские тенденции на юге, в Одесской, Николаевской и Херсонской областях. Итак, вслед за декоммунизацией на Украине настало время провести деколонизацию. «Очень хороший первый пример деколонизации, демонтаж памятника Суворову в киевском училище Богуна, стал результатом настойчивой позиции руководителя этого вуза», — подчеркивает Вятрович.
Но беда, что держава «не имеет законодательства, позволившего бы освободить Украину от имперского наследия». И вот Институт нацпамяти приступил к подготовке законопроекта «О деколонизации». Документ предоставят на рассмотрение Верховной Рабы не позднее середины нынешнего года.
В рамках этого процесса, считает Вятрович, следует изменить даты основания городов, связанные с имперским прошлым страны. Согласно планам Вятровича, будет разработан законопроект, предписывающий не привязывать даты основания городов к российским императорам, а черпать их из более древней истории. Речь, в частности, идет о Днепре — Екатеринославе (в честь Екатерины II) и о Павлограде.
Почему у нас уже нет самостоятельного, самодостаточного, благополучного государства
«Мы только начинаем дискуссию о необходимости деколонизации в Украине, и те примеры, которые я привожу, — это то, что мы уже наработали. На этой неделе, 14 марта, состоится первая публичная дискуссия на эту тему. Соответственно, названные мною города — Павлоград и Днепр — это лишь примеры. Еще пример — Одесса, которая имеет гораздо более древнюю историю, чем конец 18-го века», — заявил Вятрович. Более того, известно, что главное направление нового законопроекта — снос монументов деятелям Российской Империи, стоявшим у истоков основания городов Малороссии.
Первое, что я вспомнил, узнав о новых инициативах Вятровича, один из рассказов гениального польского фантаста Станислава Лема, написанный, к слову, в 50-е гг. (обязательно рекомендую прочесть полностью). В нем знаменитый звездный путешественник Йон Тихий попадает на планету Пинта, обитатели которой, анатомически идентичные людям, ведут очень странный образ жизни.
Их быт устроен таким образом, что практически все время тела по дыхательные отверстия погружены в воду. Это тем более удивительно, что, помимо очевидных неудобств, по наблюдению Йона, никому, включая высших чиновников и верховного правителя планеты, это не доставляет никакого удовольствия. Более того, все пинтийцы жестоко страдают от вызванного постоянным пребыванием в воде ревматизма, который официально считается не болезнью, а «симптомом безыдейного сопротивления организма орыбению».
Попытки Йона выяснить причины такого положения вещей закончились попаданием в места «для тех, кто задает много вопросов» и так или иначе выражает недовольство. От них он и узнал, что «планете досаждали когда-то суховеи. В связи с этим ученые разработали великий план обводнения. Дабы претворить его в жизнь, были образованы соответствующие институты и руководящие учреждения; но, когда сеть каналов и водохранилищ уже была построена, учреждения не пожелали исчезнуть, и продолжали функционировать, все более и более заливая Пинту.
В результате, сказал профессор, то, что должно было быть покорено, покорило нас. Никто меж тем не хотел в этом сознаться, и следующим, теперь уже неизбежным шагом стала констатация, что все именно так, как и должно быть" При этом была сформирована идеология, что в результате «эволюции путем убеждения» пинтийцы должны превратиться в полностью обитающих в воде прекрасных рыбоподобных существ, с хвостами и плавниками.
И действительно, как часто возникают ситуации, когда люди и организации не могут смириться с тем, что проблема, над решением которой они трудились (и которая их «кормила»), потеряла актуальность,
Собственно, вся история независимой Украины — наглядный пример того, как работает «окно Овертона». Сначала, когда для большинства населения сама идея отделения от СССР была в категории «немыслимое», появился Народный Рух за перестройку (а за что еще?), идеи передачи бо́льших полномочий на места, далее некоего экономического суверенитета, союза суверенных государств…
Далее оказалось, что «вековые чаяния» требуют и политической независимости, причем на этапе ее формализации (через референдум) очень много говорилось о том, что права русскоязычных ни в коей мере не будут ущемляться, а отношения с Россией будут строиться исключительно на принципах дружбы и стратегического союза…
«Декоммунизация», начавшаяся «стихийно» по ходу и сразу после «евромайдана» сносом нескольких памятников Ленину, а затем уже оформленная законодательно и реализованная на всей территории Украины, также была по сути прохождением одного из этапов «окна Овертона». Ведь, с одной стороны, «декоммунизация» — это «трендово». Коммунизм хоть и не объявлен на Западе преступной идеологией, но отношение к нему негативное и «стремление украинского народа» избавиться от атавизмов коммунистического прошлого воспринимается весьма положительно и однозначно.
При этом коммунистический жупел небезуспешно активно используется в антироссийской пропаганде, дескать, современная Россия тот же «совок». Это, мягко говоря, не совсем так, что видно и по тому, что оппозиционные настроения в РФ все больше принимают левое, ностальгическое по СССР направление. С точки зрения официальной российской идеологии времена СССР — уважаемое, но прошлое, да и в проводимом курсе, как бы к нему ни относиться, признаки «коммунистического реванша» могут углядеть только записные прозападные пропагандисты. И в Украине далеко не все, негативно относящиеся к нынешнему курсу «Геть от Москвы», мечтают о возврате к советским временам.
В этом, помимо, конечно, общей атмосферы подавления всего инакомыслия, одна из основных причин того, что «декоммунизация» прошла в целом спокойно, а протест ограничился обывательским ворчанием, в большей степени вызванном бытовыми сложностями от переименования всего и вся. Ведь многочисленные советские и коммунистические деятели из традиционного пантеона воспринимаются как абстрактные фигуры, в большинстве своем никакого отношения не имевшие к городам и поселкам, в названиях улиц которых они были увековечены.
Но когда «декоммунизация» действительно была в основном завершена, пришло время следующего этапа, который, как теперь понятно, будет обозначен как «деколонизация». Ведь так же, как правители придуманной Станиславом Лемом Пинты в своих шкурных целях «эволюцией путей убеждения» (силой) превращали вполне сухопутных «сопланетников» в рыбоподобные существа, так и жителей Украины через колено превращают в «свидомых», которые должны органически ненавидеть Россию, видеть в ней извечного врага.
На это работает могучий пропагандистский аппарат, под это сочинена «альтернативная история». Ее разбор не является темой этого материала, о ее абсурдности написано немало, но главная проблема «украинизаторов» в том, что эта абсурдность прямо-таки вопиет при встрече с объективной реальностью. С тем, что города основаны русскими императорами, что в них стоят памятники и названы улицы в честь деятелей Российской Империи, которые своими победами дали возможность превратить Дикое поле в пригодный для заселения и освоения регион, основывали и строили города и села, большинство населения которых составили украинцы, превратили его в процветающий край. И вытравить это «имперское наследие» для них действительно важнейшая стратегическая задача.
Ведь сколько ни рассказывай о некоем Коцюбеевске, якобы некогда существовавшем на месте нынешней Одессы, а стоит памятник подлинным основателям Одессы — императрице России Екатерине II и ее сподвижникам князю Потемкину, де Рибасу, де Волану и генерал-губернатору Новороссии графу Зубову так же, как являющийся символом города памятник их последователям знаменитому Дюку (герцогу Ришелье), и губернатору графу Воронцову, как и служившему у последнего символу России — Александру Пушкину.
В Херсоне о подлинной истории города вопиет памятник Потемкину (пусть и копия снесенного большевиками) работы выдающегося русского скульптора Ивана Мартоса, рукам которого принадлежат тот же одесский Дюк и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, памятник Первым корабелам на набережной Херсона, на месте, где были построены первые корабли русского Черноморского флота.
А еще в городе памятники Федору Ушакову, который прибыл в Херсон капитаном второго ранга, боролся с чумой и по сути спас город; и Александру Суворову рядом со зданием, которое два года служило его штаб-квартирой, и Свято-Екатерининский собор ХVIII в., посвященный великой императрице, и где покоится прах князя Потемкина. Екатерина сама была тут на богослужении. Храм входит в ансамбль Херсонской крепости, также построенной, понятно, при Екатерине. Рядом военный некрополь — хоронили офицеров, погибших в сражениях русско-турецких войн.
Сергей Шаргунов: в городе Бежецке тысячи юных читателей хотят лишить единственной библиотеки
Ну а в Николаеве губернатор Алексей Савченко и до принятия закона о «деколонизации» уже пытался уничтожить уникальный архитектурный ансамбль в виде земного шара, вокруг которого высятся трехметровые фигуры адмиралов и рабочих-судостроителей Николаевских верфей. Чугунный земной шар обрамляет надпись: «Корабелам и флотоводцам в ознаменование двухвекового труда Николаевских судостроителей: 1789−1989 гг.».
А в планах демонтаж Аллеи адмиралов у здания бывшего Штаба флота. Должны быть снесены бюсты Беллинсгаузену, Ушакову, Лазареву, Корнилову, Бутакову, Нахимову — они долго жили и доблестно служили в Николаеве. И конечно, памятник князю Потемкину Таврическому перед центральной проходной бывшего «Судостроительного завода им. 61 коммунара».
Думаю, не нужно быть Нострадамусом, дабы предсказать, что и снос памятников «имперского прошлого» — не последняя стадия, что дальше «дойдут руки» до памятников советским воинам-освободителям и жертвам фашизма, как это происходит уже во Львове, где демонтировали монумент Славы, или в «идущем в авангарде» Киеве, где топонимы, связанные с Великой Отечественной войной, демонстративно заменяются на связанные с бандеровцами времен Второй мировой.
Но не получится ли так, что «деколонизация» станет той соломинкой (хотя какая уж соломинка, скорей увесистое бревно), которая сломает хребет верблюда, станет последней каплей, переполнившей чашу терпения людей, которых насильно лишают своей веры, своего языка, своей истории, гордости и уважения к своим предкам, и более того — приведет к пересмотру своих взглядов теми, кто является патриотом современной Украины, но с уважением и гордостью относится к памяти своих предков, к подлинной истории.
Но где «деколонизаторы», а где — здравый смысл?