
1 декабря 2019 г. банда нападавших открыла огонь по прихожанам протестантской церковь в небольшом городке Буркина-Фасо — беднейшей западноафриканской стране, где христианское меньшинство все чаще становится мишенью терактов.
Среди жертв — пастор и несколько мальчиков-подростков, пишет украинский еженедельник «2000» в своей редакционной статье. Региональные власти списали нападение на «неустановленных вооруженных лиц», по словам свидетелей, спокойно скрывшихся с места преступления на мотоциклах.
Эту бойню международные СМИ осветили скупо и вкратце, да и известие о ней быстро исчезло из информационного пространства. И это не удивительно для года, когда нападения на места молитв и храмовые сооружения фиксировались с неослабевающей частотой. Сотни верующих и десятки священнослужителей погибли в церквях, мечетях, синагогах и храмах, констатирует агентство Associated Press.
Двухнедельный период в январе 2019 года иллюстрирует чудовищный масштаб этого мрачного явления. В Таиланде группа террористов напала на буддийский храм, убив священнослужителя и одного из его собратьев-монахов. На Филиппинах два террориста-смертника подорвали взрывные устройства во время мессы в римско-католическом соборе на мусульманском острове Холо, убив 23 и ранив примерно 100 человек. Три дня спустя нападавший бросил гранату в мечеть в соседнем городе, убив двух преподавателей ислама.
Но худшее было еще впереди.
15 марта боевик, предположительно разогретый ненавистью к мусульманам, совершает нападения на две мечети в новозеландском Крайстчерч: лишились жизни 51 человек. Арестованный убийца ранее опубликовал манифест, в котором подробно изложил планы нападения на мечети.
Две недели спустя премьер-министр Джасинда Ардерн заявила на национальной поминальной службе: «Это память о тех, кто родился здесь, вырос здесь и о тех, для кого Новая Зеландия стала домом — о тех, кто искал здесь убежища или лучшей жизни для себя и своих семей. Они останутся в нашей памяти навсегда. Они — это мы».
В пасхальное воскресенье — 21 апреля — взрывные устройства грубо прервали праздничные службы в двух католических храмах и протестантской церкви на Шри-Ланке.
В перечень целей тщательно скоординированных терактов, совершенных местными боевиками-смертниками, попали и три гостиницы класса «люкс». Однако подавляющее большинство из примерно 260 убитых — верующие христиане, в том числе дети.
Среди жертв в храме Святого Антония в Коломбо — одиннадцатимесячный Эйвон Гомес, два его старших брата и родители.
Максимальное число погибших в этот день — свыше 100 человек — зафиксировано в храме Святого Себастьяна католической церкви в приморском городе Негомбо. Этот город именуют «Миниатюрным Римом» за изобилие церквей и статус центра немногочисленной католической общины Шри-Ланки.
Эти нападения поразили многих жителей преимущественно буддийской страны, где численность христианской общины не превышает 7% населения, причем сами христиане традиционно избегают участия в жестких этнических и религиозных противостояниях.
Через шесть дней после Пасхи — в 15 000 км от Шри-Ланки — боевик открыл огонь внутри синагоги калифорнийского города Поуэй в то время, когда верующие отмечали последний день Песах. Убита 60-летняя женщина, ранения получили восьмилетняя девочка и двое мужчин, в том числе местный раввин.
По словам членов общины, погибшая девочка Лори Кей заблокировала стрелка, выпрыгнув перед раввином Исраэлем Голдстейном.
Человеку, обвиняемому в убийстве и покушении на убийство, — Джону Т. Эрнесту — грозит казнь в случае вынесения судом обвинительного приговора, но прокуроры пока не говорят, намерены ли они требовать для стрелка смертной казни.
На сентябрьском судебном заседании обвинение прокрутило двенадцатиминутную запись беседы Эрнеста с диспетчером службы спасения «911»: убийца спокойным тоном рассказывал о том, как только что расстрелял синагогу ради «спасения мира от евреев».
Этот теракт произошел ровно через шесть месяцев после гибели 11 посетителей синагоги Питтсбурга в результате самого кровавого в истории США нападения на евреев.
Еще одного организованного антисемитом кровопролития чудом удалось избежать в октябре, когда вооруженный преступник безуспешно пытался проникнуть в синагогу в Галле (Германия), где в Йом-Киппур — самый святой по канонам иудаизма день — находилось несколько десятков верующих.
Не сумев прорваться через запертую дверь, стрелок отправился на кровавую охоту по близлежащим улицам, обстреляв четверых прохожих (двое погибли).
По данным правоохранителей, двадцатисемилетний немец, сознавшийся в нападении, перед терактом разместил в интернете писульку антисемитского толка, а стрельбу транслировал в прямом эфире на популярном сайте видеоигр.
В отличие от нападений в Поуэй и Галле, когда властям удается идентифицировать подозреваемых и прояснить их мотивы, самые чудовищные теракты в отношении храмов так и остаются безнаказанными.
Например, в октябре во время пятничной молитвы в мечети в селении Джодари на востоке Афганистана взрыв унес жизни более 60 человек. Ни одна группа не взяла на себя ответственность за теракт, а власти озвучивали прямо противоположные объяснения обстоятельств взрыва.
Все эти теракты объединяет одно общее последствие — страх: у многих верующих сегодня есть все основания для опасений, когда они собираются на молитвы.