Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Культура
21 мая 2020 14:37

О «Земле» от земли

«Как понимать» плавание «Земли» по болотистой заводи вблизи литературных берегов.

946

Книга Михаила Елизарова «Земля» пришла к читателю осенью 2019 года. Восьмисотстраничным томом любителей литературы не испугать — книгу ждали, книгу читают, обсуждают, осуждают и восхищаются — диапазон реакций широк.

Писателю удалось удивить и несколько ошарашить всех: читателей и почитателей, профессионалов и любителей, и тех, кто никогда о нем не слышал. Не многим удается этот фокус — изложить свое мнение о книге хотя бы относительно равным исходному тексту. А может быть, это пока никому и не удалось.

Роман — самостоятельный литературный объект — живет своей жизнью, образует волны и водовороты, о нем говорят и пишут, страницы истрепываются, рвется и ломается корешок. Шаблоны и строгие границы литературных форм тоже двигаются и плывут, их не загнать в жесткие рамки привычных и разложенных по полкам формулировок — и это прекрасно. Тот, кто пытается это сделать по заранее выученным правилам — обречен на неудачу и остывший чай. Горячий — пьют вольные, нескованные, свободные. Подсознание здесь — лучший суфлер, а честность перед самим собой, открытость и тонкий читательский слух — довершают дело.

Читайте также
Хозяин в доме Сергей Шаргунов о взаимоподдержке как национальной идее

Не так давно мы простились с одним из самых ярких и непревзойденных по воздействию на современный литпроцесс писателей — Эдуардом Лимоновым. Михаил Елизаров тоже не избежал его влияния, усиленного воздействием места отрочества и взросления обоих писателей — Харькова — имперского города сильных форм.
Вспомните, как это было — читать прозу Лимонова. Он не жалел читателя, не считался с ним, не щадил его нежных чувств. Но масштаб самого текста, как правило, был таков, что при его оценке (да и при чтении), пограничные вещи, или вещи-за-гранью, становились несущественными. Малыми величинами можно пренебречь. Но только тогда, когда они невелики в сравнении с чем-то большим. «Землю» можно безусловно отнести к лимоновскому наследию как минимум по упомянутому выше признаку, где масштаб текста довлеет над формой. Елизарову удалось еще одно, самое на сегодняшний день главное: не только почтить учителя (так вышло, что и сопроводить его в путь памяти), но и доказать свою самостоятельность. Он — взрослый отдельный автор, не мальчик, оглядывающийся на старших, но муж и воин, идущий своей дорогой.


Наблюдать за тем, что сейчас происходит с «Землей» очень любопытно и познавательно. Роману полгода, и уже можно измерить среднюю температуру читательских реакций — на книжных сайтах, в профессионально-премиальной среде, по уже многочисленным рецензиям и отзывам. И по первой, довольно-таки большой базе откликов — читательской — прослеживается некоторое общественное согласие. Осознанное, или нет — но оно присутствует. Редкий читатель ссылается, например, на превалирование обсценной лексики над смыслом, скорее, упоминают, как факт, мол, было, переношу с трудом, но вот прочитал, и мой вывод: книга хороша. Посетитель книжных сайтов становится все более точным, внимательным, не пропускает большую прозу, живо реагирует, откликается и… очень хорошо об этом пишет и говорит. Ему присваивается некий экспертный уровень — вполне обоснованно.

Отрицательные отзывы, конечно, присутствуют. Один к восьми-девяти примерно. Есть и полнейшее неприятие. Но вот чего нет, так это игр в поддавки. По крайне мере, автору этих строк не попадалось ничего подобного ни разу. Читатель, как правило, делает честный анализ, подбирает слова, чтобы сформулировать важное, он деликатен и уважителен к печатному слову, он не ангажирован ничем, кроме собственно интереса к литературе. И это дает хороший эффект — появление неожиданно точных, метких формулировок. Читать живые, органичные отзывы — одно удовольствие.

Читайте также
Дистанционная демократия: Когда законы пишут двоечники Писатель Герман Садулаев о новом законе о дистанционном голосовании

В профессиональном же сообществе наблюдается странное явление. Наживку, мимо которой проплыл увлеченный читатель, жадно заглотил ув. критик. Этот собирательный образ ув. критика попадается во многие, услужливо предоставленные самим автором-охотником ловушки. Весело нападает на обсценную лексику и топчется на ней (совсем простой вариант, даже скучный); пинает по пацанству, как по мячу, задевая, понятно, самого ув. автора (сложно не воспользоваться предоставленной возможностью); танцует танго с сюжетом, то и дело роняя партнершу на пол; расписывается в своем непонимании, занят, говорит, мне некогда, говорит, пандемия и кризис жанра. При этом, первые профессиональные рецензии, появившиеся почти сразу после выхода книги, задали достаточно высокий уровень дискурса, и, как минимум, могли послужить трамплином и базисом. Но этого отчего-то не произошло. Более того, вторая волна критики как бы размывает и нивелирует уже созданные конструкции. Она шумит и плескается, и, кажется, вот-вот отхлынет и обнаружит новую, стройную архитектуру. Но с отливом оставляет за собой только размытые следы. Есть и иной эффект — рецензии, не претендующие на глубину, оказываются самыми тонкими и точными. И, что важно — самыми побуждающими к прочтению.

А что нужно? Нужно, чтобы книгу прочитали. Такую — обязательно. Только по ней одной можно говорить о величине фигуры автора. А особенно, когда она — одна из самых больших на текущий момент времени. А в игры с литературой играть не стоит. Это чревато, и, как минимум, заметно невооруженным глазом.

Читайте также



Иногда хочется порекомендовать ув. критику заглянуть на книжные интернет-ресурсы, там бродит читатель а не леший, там мысли, а не мифы, там не гомункула растят из собственных комплексов, а всерьез говорят о возвращении человеческого в литературу. А пока давайте сами прогуляемся. По свежему воздуху.

(Пунктуация и орфография авторов полностью сохранены.)

«Я, кажется, влюбилась. Я, человек, который при разговорах о кладбищах и кованых оградках хочет спрятать голову под подушку, читала роман о прирожденном могильщике взахлеб. Это была страсть пай-девочки к тексту-хулигану, дикому красавцу с перепадами настроения и пластикой крупного хищника, который меня покорил. Которому я покорилась. Давай, мой дорогой, про могилы, сатанистов, ритуальщиков, бетон и лопату Машу. Давай про Алену с прической Драко Малфоя и безумную, как Харли Квинн. Давай о чем угодно, я согласна, только, прошу тебя, продолжай, не оставляй на пороге этого похоронного Хогвартса. Впусти меня…»

«Книга — этакий славный „бутуз“».

"Надо просто читать и наслаждаться современным русским словом, языком повествования. Сюжет будет идти мягко, медленно, не очень то и динамично, но ваша задача — так же медленно, не торопясь читать и радоваться тому, что жива еще Великая Русская Литература, когда ты хочешь читать и читать еще, просто наслаждаясь самим процессом чтения, погружения в текст… Читать медленно!!!"

Читайте также
Мистерия судьбы Виктюка Беседа с известным театральным режиссером о тайнах искусства, театра и судьбы

«Русский Танатос имеет тело, покрытое стремными татуировками. Русский Танатос бухает с мужиками в сауне, копает могилы, участвует в разделе рынка ритуальных услуг. Это он, расталкивая конкурентов локтями, проникает к вам в квартиру через 10 минут после смерти вашей бабушки, чтобы втридорога впарить вам свои ритуальные услуги. Это он приходит на кладбище как домой, и кладбище приветствует его. У Танатоса на каждый случай заготовлена матершинная рифмовочка, поговорочка или шутеечка из категории „А? — Х. на!“ Не бог весть какой романтический персонаж, но какой есть.»

«Современная литература разочаровывает. Пример Земля Михаила Елизарова. Несомненно талант изложения присутствует, даже ересь и мракобесие читается легко, но уж очень противно. Конек автора детализация всего, что описывает будь то описание помещения или же философствование на тему смерти. В описание включены все органы чувств/ Автор несомненно подготовлен, оперируют философскими заумными теориями. Но не впечатляет, не трогает.»

Читая живые, неравнодушные отзывы, хочется, несмотря на полярность мнений, а, скорее, и вопреки ей, самому решить: разочаровывает современная литература, или нет. Бесспорно одно: достойная книга должна быть прочитана. И те, кто могут на это повлиять, должны это делать. И еще. Похоже, народная критика все больше обеспечивает нужный функционал. В отличие от… впрочем, на растворение «профессиональной» критики в «земле», мнении народном (по Пушкину) неумолимо работает и само время.

Цитаты взяты подряд с сайта livelib.ru.


Публикации Елены Винокуровой на «Свободной Прессе»:

Аэростаты, космос, любовь, долг и война ветерана Софьи Черствёнковой

Возвращающая сила

О производстве замолвите слово

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня