Похоже, в ближайшее время весь мир столкнется с необходимостью введения новых ограничительных мер

«В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны» — легендарные фильмы о войне знает каждый, кто родился и вырос в союзном государстве. Двадцатый год а киноленты прошлого столетия активно обсуждают в сетях ссылаясь на рейтинги открытых опросов; в комментариях перечисляются картины, которые любят помнят; для многих военное кино словно встроенный генетический опыт со знаком абсолютного торжества справедливости.
Семьдесят пятая годовщина Великой Победы — дата солидная. Она требует к себе бережного отношения; все меньше тех, кто могут рассказать — как было, все больше тех кто затрудняется составить список фильмов о войне.
И уже практически забыты не попавший ни в одну строчку довоенные оборонные киноленты: «Родина зовет», «Танкисты», «Эскадрилья № 5». Кинематографические версии о возможном нападении на СССР служили агитационным материалом народного призыва. В фильме 1938 года «Если завтра война» заложен принцип доктрины оборонительного характера: «Мы войны не хотим, но себя защитим». «Оборону крепим мы недаром» — строчки из одноименной песни.
Концерн «Мосфильм» киноленту характеризует как агитационный патриотический фильм о готовности СССР дать отпор любому агрессору. «Если завтра война» по данным свободной энциклопедии: советский пропагандистский документально-постановочный фильм. Не удивляет позиция мирового толкователя, пропаганда должна сразу попадать под мощный внутренний цензор со знаком минус. Поспорить хочется, да нет источника, который поддержал бы отечественную историю с позиции самого Отечества. Поэтому и возникает потребность рассуждать на тему: для чего «Если завтра война».
Похоже, в ближайшее время весь мир столкнется с необходимостью введения новых ограничительных мер
Итак, девяносто лет назад тридцатые годы — враг у ворот, страна в опасности. Время тревожное обстановка напряженная. Климент Ворошилов задает вопрос творческой общественности: «Если завтра война, что у нас есть на этот случай?
В 1935 году на совещании работников советской кинематографии режиссер Александр Довженко призывает всех к утверждению оборонной тематике: «Я не раскрою здесь ни какой тайны, если буду утверждать, что через несколько лет у нас может быть война. Будет огромная мировая война…»
На I Всесоюзном совещании стахановцев нарком обороны СССР ставит задачу Красной Армии: «Мы должны победить врага, если он осмелится на нас напасть, малой кровью, с затратой минимальных средств и возможно меньшего количества жизней наших славных братьев».
В фильме «Если завтра война» эти цели были раскрыты. Быстрый контрудар, противник разбит на его же территории: И на вражьей земле мы врага разгромим.
Малой кровью, могучим ударом!
Документальная хроника военных парадов и маневров РККА основа фильма, но именно в постановочных кадрах зрителю показан план всесоюзной мобилизации. Интереснее рассматривать этот блок. Из разных мест, со всех сторон едут добровольцы. Из далекого Узбекистана и солнечной Грузии, из полей Украины и заводов Донбасса, из Кубани и Дона: Как один человек, весь советский народ!
Сергей Шаргунов о том, как в Казани удалось вернуть домой девочку, изъятую «опекой»
У авторов фильма «Если завтра война» Ефима Дзигана, Михаила Светлова и Георгия Березко невероятное предчувствие неизбежного, они точно указывают на главного агрессора — Германия и время нападения: лето, праздник, раннее утро. И не смотря на поставленную задачу наркома обороны: Победа малой кровью, — авторы предупреждают о масштабах трагедии, которая потребует от народа единого мужества и героизма. На экране заводчане массово записываются на фронт. Призываются все: мужчины и женщины, и стар и млад. В кадре девушка с винтовкой — бесстрашный стрелок; радист в горящем самолете ценой своей жизни передает данные противника. Герои и народ становятся одним фронтом. Кинематографический взгляд сквозь броню и воинскую доблесть РККА пояснял, что призыв коснется каждого, и каждый должен понимать, что война неизбежна.
Довоенный кинематограф стал влиятельным источником патриотического воспитания, с его помощью агитационный материал поднимал боевой дух армии, имел быстрый отклик в народе. Сегодня нет патриотических фильмов, отвечающие на вопрос: «Если завтра война» Но есть герои и есть военно-теоретическая мысль, которая указывает на возможность нападения, а значит, есть основание вернуть жанр: оборонное кино.