Уже три дня идет общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, которое многие называют общероссийским «лохотроном». Действительно, такого спектакля мы еще не видели. Голосуют везде — на участках, дома, в палатках, на скамейках, каруселях
ЦИК каждый день фиксирует примерно по 10% явки избирателей. Специально в течение двух дней обходил участки в своем районе — наблюдал, что там происходит. Картина абсолютно понятная, так мы и предполагали заранее. Непосредственная явка на участки очень низкая, зато члены УИКов как ошпаренные бегают с переносными урнами по домам, где граждане голосуют целыми семьями (на обычных выборах дома голосуют только больные и неходячие).
Когда ехал в автобусе, случайно услышал разговор по телефону одной женщины, вероятно, социального работника. Она громко жаловалась кому-то, что в этом году «полный бардак, заставляют поголовно обзванивать избирателей и предлагать надомное голосование». То есть, результат будет делаться путем масштабного надомного голосования, голосования в электронном формате и других технологий, которые имеют мало общего с честными выборами.
Уже появились многочисленные жалобы на принуждение к голосованию, с которым сталкиваются работники многих предприятий. А ведь мы понимаем, что большинство никаких жалоб не пишет, а тихо голосует под угрозой увольнения или других неприятностей. Также используется и двойное голосование, когда человек голосует электронным путем, а затем и на участке. Случай с Павлом Лобковым в данном случае показателен.
Но даже эти технологии необязательны при многодневном формате голосования и отсутствии независимого наблюдения (понятно, что наблюдателей от Общественной палаты независимыми назвать сложно). Хотелось обратить внимание всех желающих принять участие в этом балагане и пойти проголосовать, что на избирательных участках все эти дни не работает видеотрансляция (она включится только 1 июля, когда значительная часть голосов уже будет принята), при этом каждый день все бюллетени изымаются из урн и на ночь помещаются в специальные сейфы, которые невозможно контролировать. То есть ежедневно без всякого риска быть пойманными организаторы общероссийского голосования могут пачками вбрасывать нужные бюллетени, а также подменять бюллетени уже проголосовавших граждан.
Абсолютное раздолье для любых фальсификаций!
При желании, Элла Памфилова вечером 1 июля может объявить о том, что поправки в Конституцию поддержали 100% россиян. А можно сказать, что и 200%, и 300%… Но, конечно, власти перегибать палку не станут, поэтому результаты поддержки поправок будут колебаться в районе 70−75%, чтобы создать иллюзию свободы выбора и демократии.
Поэтому еще раз убеждаюсь, что позиция активного бойкота этого циничного фарса является самой честной и принципиальной. Я сам первый бы призывал прийти и проголосовать «против», если бы знал, что оппозиция хотя бы обеспечила повсеместное наблюдение на участках. Но этого нет и в помине.
Кстати, о том, что властям, в первую очередь, важно обеспечить именно высокую явку на голосование, свидетельствуют много фактов. На плебисцит заманивают агрессивной рекламой (чего не бывает на других выборах, когда власть часть сама «сушит» явку), различными конкурсами, лотереями и розыгрышами призов. Мало того, Владимир Путин даже наступил на горло собственной песне, которую исполнял все последние годы, и заявил о введение прогрессивной шкалы налогообложения. Правда, прогрессивная шкала получилась смешная (15% с доходов, превышающих 5 миллионов рублей в год), но все же это символично.
Очевидно, что, если бы не необходимость заманить людей на голосование 1 июля, мы бы с вами не увидели ни этой прогрессивной шкалы, ни выплаты по 10 тысяч рублей на детей до 16 лет, ни других подачек от власти. Так что работа по обеспечению явки на плебисцит ведется колоссальная, беспрецедентная. При этом впереди еще одно обращение Путина к народу, в котором, я думаю, он напрямую попросит всех принять участие и проголосовать.
На этом фоне стоит только пожалеть, что российская оппозиция не смогла выработать единую тактику и не объявила консолидированный бойкот лукавому голосованию. Из всех других вариантов этот был бы самым неприятным для Кремля.
Но даже при отсутствии единства оппозиции власти опасаются протестных выступлений накануне и по итогам голосования. Весь июнь полиция с маниакальным упорством задерживала участников одиночных пикетов, которые, оказывается, грубо нарушают запрет на проведение массовых акций и подвергают себя и окружающих риску заражения коронавирусом. Такого лицемерия и позора я просто не припомню! Все массовые акции по-прежнему под запретом, хотя параллельно власти провели масштабный парад, начались футбольные матчи со зрителями, а в той же Москве от самоизоляции не осталось и следа.
На днях мэрия Москвы все же ненадолго вспомнила о здравом смысле и предложила нам для обсуждения итогов голосования по Конституции вариант проведения митинга 4 июля в парке «Сокольники». Это место не пользуется популярностью у оппозиции, но в данном исключительном случае, когда массовых акций протеста не было больше 3-х месяцев, мы решили согласиться.
Однако, как только мы отправили свое письменное согласие чиновникам, московские власти получили окрик из Администрации президента и в тот же момент «переобулись» на ходу, заявив, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в первой декаде июля ожидается неблагоприятной, поэтому митинг они запрещают. То есть утром согласовали, а в обед уже запретили. Стыд и срам, по-другому и не скажешь!
Понятно, что у Эллы Памфиловой уже заготовлена речь на вечер 1 июля и прописаны примерные итоги голосования, измениться могут только детали. Поправки в Конституцию будут признаны принятыми на общероссийском голосовании. Но не побоюсь сказать, что в глазах миллионов российских граждан Путин уже заранее проиграл.
Он побоялся созвать Конституционное собрание, провести полноценную дискуссию по поправкам в Основной закон страны и организовать референдум, на котором граждане могли бы проголосовать за отдельные блоки поправок в ходе полноценного голосования при масштабном независимом контроле.
Он протащил в Конституцию незаконное положение о том, что действующий президент может избираться на свою должность еще дважды после вступления поправок в силу. Это очень похоже на узурпацию власти.
Он отказался включить в число поправок предложения лево-патриотической оппозиции, которые могли бы превратить Россию в настоящее социальное государство. Он боится народного недовольства, поэтому цинично использует коронавирус, чтобы заглушить протестную активность запретами и арестами.
Поэтому уже сегодня, еще до подведения итогов голосования по Конституции, миллионы думающих граждан России понимают, что их в очередной раз грубо надули. И это аукнется Кремлю уже в ближайшем будущем…