Только недавно я высказал мнение о том, что хабаровские и белорусские события, к сожалению, привели обитателей Кремля лишь к одному выводу — нужно максимально усиливать давление на оппозицию, чтобы никто не мешал «обнуленному» Путину и его окружению править до бесконечности.
Как это ни печально, данный вывод начал реализовываться на практике просто стремительно. Только за последние две недели мы получили историю с Навальным, арест депутата Мосгордумы от КПРФ Шереметьева и нападение на либерального блогера Жукова. При этом хочу напомнить про уголовное преследование Николая Платошкина, Михаила Шендакова, Юлии Галяминой и ряда других заметных оппозиционеров. Да и я сам в последнее время чувствую повышенный интерес со стороны силовых структур.
Такими темпами, уже к концу года на свободе и в добром здравии может не остаться практически никого из реальных оппонентов власти. А их место займут многочисленные «мурзилки» из новых кремлевских партий-спойлеров. Недаром в последнее-время провластные телеграм-каналы так активно мусолят тему о том, что «старые» партии уже неактуальны и их нужно заменить. То есть, началась мощная атака не только на несистемные протестные структуры, но и на основную парламентскую оппозицию в лице КПРФ.
Мрачная картина, но вполне реалистичная. Путину явно не хочется ходить с автоматом, как Лукашенко, однако пойти на полноценный диалог с народом и проведение давно назревших системных политических и социально-экономических реформ он, видимо, не готов. Тогда остается только давить, травить и сажать.
На этом фоне еще острее проявляется необходимость формирования широкой оппозиционной коалиции для защиты базовых прав граждан. Эту тему мы обсуждаем давно, многие протестные лидеры на словах выражают поддержку, но до практической реализации пока не доходит. Однако нужно понять, что времени у нас крайне мало, нужно торопиться — иначе скоро коалицию придется создавать в тюремных камерах и лагерных бараках. Транзит власти начался, и все процессы ускоряются, при этом оппозиции, похоже, объявлена настоящая война. Так что наше тактическое объединение становится в буквальном смысле вопросом жизни и смерти!
Что сегодня может тактически объединить широкий спектр оппозиционных сил, которые в «мирное» время являются политическими оппонентами, исповедуют разные идеологии и не испытывают друг к другу особых симпатий? На мой взгляд, изобретать велосипед не нужно — основные объединительные позиции были выработаны еще во время протестов 2011—2012 годов, сейчас их нужно просто актуализировать с учетом реалий 2020 года. Вот главное:
1. Сохранение выборов в России:
— отмена многодневного голосования; отмена электронного голосования до момента выработки полноценного механизма контроля со стороны общественности за его проведением;
— изменение принципов формирования избирательных комиссий, когда кроме представителей партий и кандидатов остальные члены комиссий подбираются как присяжные заседатели в судах (путем случайной выборки, с регулярной ротацией);
— восстановление порога явки избирателей (не менее 25%, а на выборах депутатов Госдумы и президента — не менее 50%);
— отмена любых «муниципальных фильтров», снижение барьера для прохождения партийных списков на выборах всех уровней до 3%;
— снижение требуемого для регистрации кандидата числа подписей избирателей в одномандатных округах до 1%;
— введение возможности регистрировать кандидатов и списки кандидатов на основании разумного по размеру избирательного залога;
— восстановление права на создание избирательных блоков;
— отмена законодательных нововведений, затрудняющих наблюдение за голосованием на выборах;
— обязательный уход в отпуск на время проведения избирательной кампании кандидата, который участвует в выборах, являясь действующим президентом/губернатором/мэром;
— обязательное участие всех кандидатов в предвыборных дебатах; проведение предвыборных дебатов в эфире федеральных и региональных телеканалов в удобное время, при этом формат дебатов должен быть прописан в законе, а не произвольно устанавливаться телеканалами;
— упрощение законодательства о референдумах, чтобы процесс организации и проведения референдума был доступен для граждан и общественных организаций.
2. Прекращение политических репрессий, освобождение политзаключенных (разных политических взглядов), широкая амнистия.
В рамках этого блока требований необходимо также поставить вопрос о пересмотре всех «политических» уголовных дел за последние годы.
3. Отмена «людоедской» пенсионной реформы.
Напомним, что повышение пенсионного возраста вызвало протест не только со стороны лево-патриотических сил, но и со стороны значительной части либералов. Так что здесь можно вполне объединить усилия, тем более что этот вопрос является знаковым и принципиальным для подавляющего большинства российских граждан.
Эти пункты, конечно, можно и нужно дополнять и расширять, но для начала объединительного процесса, на мой взгляд, их вполне достаточно.
Безусловно, широкая протестная коалиция не должна превращаться в сложную бюрократическую структуру, на чем погорел Координационный Совет оппозиции образца 2012−2013 годов. Она может функционировать в виде общего оргкомитета/совета, который формируется путем присоединения организаций и физических лиц к учредительному манифесту, а решения принимает путем консенсуса или квалифицированным большинством голосов. Задача такого оргкомитета — формулировать требования к власти, организовывать совместные мирные протестные и информационные кампании с использованием ресурсов всех участников, а также осуществлять юридическую защиту представителей оппозиции. На данном этапе это будет огромный шаг вперед, который даст шанс на принуждение власти к диалогу и остановку тотальной «зачистки» оппозиционного пространства.
В противном случае нас ждут сумрачные годы тотальной несвободы, которые неизбежно приведут Россию к деградации и развалу. Ставки высоки, как никогда. Пора объединяться и действовать.