
Утопии и антиутопии — всегда их путаю. Где, в итоге, люди-то счастливы? Вроде бы, считается, что при утопии. Но практика показывает, что при попытке выстроить «царство божие на земле» всегда получается жестокая и властная тоталитарная пирамида. И утопию, и антиутопию объединяет одно качество — и там, и там тотально ограничивается свобода индивида. Но не всегда это свойство может быть неприятным — это показывает свежий сериал «Дивный новый мир» — вольная экранизация одноимённого романа Олдоса Хаксли.
В конце 19 века, благодаря развитию науки и медицины, качество жизни человека улучшилось, а длительность — увеличилась. Количество людей на планете стало больше в разы. Контроль! За такой массой населения требовался контроль. Старые формы государств изжили себя. Европейские республики и монархии, конституционные и не очень, развязали Первую Мировую войну. Она закончилась распадом трёх империй и пожаром нескольких революций на их дымящихся развалинах.
В сложившихся условиях писатели-фантасты по-разному видели модели государств будущего. Если Оруэлл в своём знаменитом романе «1984», загонял будетлян в железное стойло государственного насилия с помощью тотальной слежки и подавления сексуальных инстинктов, то Хаксли пошёл другим путём. (Хотя, кто тут раньше пошёл — он написал свою утопию в 1936 году, а Оруэлл — в 1949-ом.)
В новом дивном мире по Хаксли человечество научило искусственно репродуцировать себя. И уже на этом этапе в инкубационных лабораториях выстраивается строгая кастовая система. Путём химических инъекций эмбрионы делят на классы: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эпсилон. Альфа и Бета высшие касты, обладающие высоким интеллектом, остальные — рабочие и обслуживающий персонал. Но все счастливы, потому что все постоянно употребляют «сому» — наркотик счастья.
В новом обществе Хаксли провозглашена сексуальная комфортность и межполовой коммунизм. Понравилась какому-нибудь Альфа-самцу красавица-Бета — тащи её, подруженьку, «в кусты» и наслаждайся. Отказать она не имеет права.
Примечательно, что в персонажах романа Хаксли закамуфлировал имена, которые подходили по теме и были тогда на слуху. Например, всеми известный вождь мирового пролетариата сильно бы удивился, если б узнал, что главную героиню зовут Lenina. Карл Маркс бы тоже усмехнулся в бороду — его персонаж на вершине классовой лестницы, принадлежит классу условных «эксплуататоров». Неизвестно, как отреагировали современники Хаксли психиатр Зигмунд Фрейд и магнат Генри Форд, имена которых тоже можно узнать в его романе. Скорее всего, они Хаксли не читали. Хотя и могли.
Олдос Хаксли известен не только как писатель, но и как философ. Он действительно намеривался решить вопрос, как достичь счастья для всех людей. Ведь, человек всегда стремился вернуться в Эдем, откуда был изгнан. Но как уже запихнуть в райский сад столько народу? Места всем не хватит, люди разрушат «город золотой», вытопчут там «все травы и цветы». И рая для всех не получится — кто-то же должен работать. А если есть недовольные, то система будет нестабильна.
Хаксли предложил достигнуть счастья и гармонии химическим путём. Он был озабочен поиском совершенного наркотика, позволяющего человеку открыть две рая в себе самом. В своих последующих работах, эссе «Двери восприятия» (1954 г.) и «Рай и ад» (1955г.), Хаксли описывал эксперименты, связанные с употреблением им наркотических веществ. До запрета ЛСД, тема использования сильных психотропных веществ в качестве стимуляции и лечения была весьма популярной в научной среде. Учёные собирали целые симпозиумы по этому поводу. На одном из них в шутку было предложено оказать гуманитарную помощь СССР в виде пятидесяти миллионов доз милтауна. Хаксли иронизировал, что такой подарок позволил бы завершить «холодную войну».
Но сам он пробовал наркотик всего 10 раз, под наблюдением и строго в научных целях. В течении десяти лет он 4 раза употреблял мескалин, 4 раза — ЛСД, 2 раза — псилобециллы. Последний раз он «закинулся» ЛСД, уже умирая на постели от рака. Такой опыт для какого-нибудь бывалого наркомана смехотворен. Если бы Хаксли серьёзно подсел на галлюциногены, то ещё непонятно, куда бы его завели «неведомые дорожки» и какие бы демоны вырвались из его «дверей».
Но идеи Хаксли оказались не так уж утопичны. В 20 веке произошла сексуальная революция. На Западе (слава России, не у нас) всё идёт к тому, что слова «папа» и «мама» станут неприличными. Везде повсеместно проповедуется культ потребления и наслаждения. В этом достаточно убедиться включив телевизор и дождавшись рекламного блока. С помощью него можно заглянуть в окно нового дивного мира.
Общество предпочло тоталитарному контролю, связанному со страхом и насилием, soft-контроль. У подавляющего большинства пять дней недели связаны с работой, а два выходных предназначены для удовольствий. В свободное от работы время, пожалуйста тебе — шопинг, фитнес, кино, бары с «сомой». И раз-два в год, как награда, отпуск — путешествие в райских уголок.
Я вот лично предпочитаю кофе и интересные сериалы. Кофе — нерастворимый, конечно. Но с сахаром.