Сергий Радонежский — квинтэссенция русского чуда. Именно он своим житием способствовал проявлению всех самых положительных качеств и черт отечественной цивилизации, после чего она и смогла состояться в полной мере. Павел Флоренский справедливо называл его «родоначальником Земли Русской». С ним она совершила свое Преображение.
Именно через Преображение и возможно понять отечественную историософию. Отрок Варфоломей преображается в Сергия. Языческая Русь времен святого князя Владимира становится православной и практически сразу переходит в разряд одной из самых культурных и просвещенных государств. Преодолевая раздробленность, иго в 14 веке, страна не просто выживает, но готовится стать наследницей всей восточно-православной цивилизации, преображая себя.
Он сам стал персонификацией русского света Преображения. О Сергии можно говорить, как об отечественном Преображении, которое внешне походит, но в сущностном плане принципиально разнится с западноевропейским Ренессансом. Его фигура настолько колоссальна, что никакие титаны Возрождения даже близко не сравнятся с ним.
С его появлением сама страна буквально начала дышать. Он явился в самое нужное для нее время, которое стало спасительным. Мы помним про 14 век, венцом которого стала Куликовская битва. Русь зажата со всех сторон, она в депрессии и унынии под, мягко говоря, затяжным игом. Вполне бы могло так случиться, что она оказалась бы раздавленной в этом немилосердном историческом прессе и вспоминалась бы лишь в качестве очередной недолговечной и навсегда перевернутой странички. Как казус.
Плюс явление Сергия Радонежского Руси имело важное значение и с точки зрения ближайшей исторической перспективы: приближалась гигантская геополитическая катастрофа того времени — падение Византии. Русь смогла собраться, подготовить себя к этому, обрести суверенитет, уверенность и самосознание. Она вписала себя в большую историю, обозначила путь, свое место и задачи в новом мире. Без всего этого взрывная волна 1453 года разметала бы ее в клочья.
Только, пройдя через сергиево Преображение, Русь смогла осознавать себя в качестве «Третьего Рима» и не просто осознавать, но и быть таковым по духу и смыслу. Получив его охранную грамоту, страна стала категориально иной. Большой, масштабной, уверенной в себе. Именно, что цивилизацией, в которую Сергий вдохнул жизнь.
Он стало вождем поколения победителей, причем, во всех сферах жизни общества. Для того же Флоренского Сергий Радонежский, что «первоузел», к которому тянутся все нити «ткани русской культуры». И дело здесь вовсе не в основоположничестве, а в особом свойстве света, от него исходящего. Через который «русский народ осознал себя» и «получил историческое право на самостоятельность».
Самосознание приходило через особую «школу» святого. Довольно подробно описывает ее историк Василий Ключевский. Мало того, что Сергий не гнушался в своем монастыре никакой черновой работы и был образчиком безграничного смирения, он «вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства». По словам Ключевского, в результате такой воспитательной работы «лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого». Это целое Ключевский сравнивает с «мозаичной иконой». Таким и был «полк» Сергия, так собиралась элита страны, поколение победителей. В дальнейшем по принципу такой же мозаичной иконы Русь пополнялась и народами.
Так совершалось Преображение. От отрока Варфоломея, до игумена Сергия и величайшего святого. Вместе с ним и страна проходила путь Преображения — второе после крещения по значимости событие в своей истории.
Преображение через веру и грамоту, к которой Варфоломей страстно тянулся, но никак не мог постичь. Этот примат грамоты, а также скорое и успешное ее постижение не без помощи молитвы и кусочка просфоры, принципиально важен для русской цивилизации. Ее величайшие поэты и прозаики воспринимаются здесь за святых, а другое отечественное Преображение уже 20 века начиналось с декрета о ликвидации неграмотности. Во всех дальнейших успехах Советского Союза, а также в его победе на «Куликовом поле» Великой Войны, вполне можно узреть эти «просфорки» Варфоломея-Сергия, его благословение…
Грамота — это то, что меняет самосознание, расширяет границы, а когда подключается еще и вера, то они и вообще перестают существовать. Грамота на Руси в те времена пошла путем Стефана Пермского, крестившего азбукой Чудь. По сути, выполнявшего не только миссионерскую и просветительскую роль, но занимавшегося освоением и приращением земель. Дальше и пошли вширь лучи Северной Фиваиды, а через Соловки эти «удочки» забрасывались далеко на Восток. Так страна расширяла себя, в том числе через грамоту, слово, текст. Ее масштабы должны были соответствовать самосознанию народа, преображенного Сергием.
С Сергия страна почувствовала жажду к освоению и постижению. В той же гагаринской улыбке есть и черты света главного отечественного святого.
Сергий — это культ Троицы — догмата, являющегося самым величайшим достижением человеческой цивилизации. На отечественную почву он привнес дух единства, целокупности. С похвалы Троице начинается епифаниево житие Сергия, который явился учеником Святой Троицы. Только страна, принявшая этот троичный догмат, и могла стать преемницей Византии.
Сергий — видение света, культ света. Огонь, снисходящий со сводов храма перед его причащением.
Этот свет и троичный догмат после был запечатлен в «умозрении в красках» — рублевской «Троице» — самом грандиозном и совершенном произведении отечественной цивилизации.
Сам Андрей Рублев — из сергиева поколения победителей. Как и Дмитрий Донской, которого Сергий благословил словами: ««Иди противу их, и, Богу помагающу ти, победиши, и здрав съ своими възвратишися. Токмо не малодушьствуй!»
Воин. Монах. Художник. Все эти типы принципиально важны для отечественной героики, в которой часто сочетают черты всех их. Сама победа в отечественной традиции — соборное делание — та самая «мозаичная икона».
Сергий стал для земли русской «звездой пресветлой» — так о нем говорится в житийной похвале. А это уже из молитвы Сергию: «но и по смерти убо жив пребываеши; но не отступи от нас духом: съхраняй нас от стрел вражиих»…
Надо сказать, что в разломный 1991 год вышла в свет книга «Жизнь и житие Сергия Радонежского». Ее составитель — выдающийся филолог Владимир Колесов. Аннотация начинается словами: «Шестьсот лет назад скончался „заступник и печальник земли Русской“ Сергий Радонежский»… Произошла уже современная крупнейшая геополитическая катастрофа. Свет Сергия померк, охранная грамота истлела? А поколение победителей безвозвратно ушло?..
Конечно, нельзя без надежды, особенно памятуя в какое сложное время затяжного уныния он явился. В 2014 году произошло не только возвращение Крыма в состав России, но и отмечалось 700-летие со дня рождение величайшего святого, возжегшего над отечественной цивилизации светильник Святой Троицы. Надо быть достойными этого света. Все последующие века за Сергием это получалось…