Как нам не потерять своих детей и всю страну за играми в элиту
Новости из Нижегородской епархии.
В городе Арзамас начались реставрационные работы в легендарном и прекрасном Воскресенском кафедральном соборе, построенном в честь победы 1812-го года.
До этого пришлось писать немало писем в Управление государственной охраны объектов культурного наследия, поскольку чиновники, выбив крупный бюджет, собирались заняться памятником, даже не зная, что в нём подлежит безусловному сохранению (эвфемизм «предмет охраны не определен»), а это касалось и уникального интерьера.
Серьёзные эксперты, ознакомившись с планами, тревожились, что реставрация будет означать разрушение и перестройку собора, замену фресок широкомасштабным, но зато высокооплачиваемым новоделом.
Как нам не потерять своих детей и всю страну за играми в элиту
Увы, слишком часто «свершения реставраторов» приводят не только к хищениям в особо крупных размерах, но и к невосполнимому ущербу памятникам.
Диктат бабла не знает снисхождения ни к чему.
И вот на днях мне даны официальные гарантии, что работать начали лучшие реставраторы, а для надзора привлечён Союз реставраторов России. Хочется верить, и продолжу предельно внимательно разбираться в происходящем.
И вновь скажу о гибнущих по всей стране памятниках архитектуры.
На протяжении нескольких лет я писал об этом запросы и статьи, снимал телепрограммы, ставил вопросы перед главными государственными лицами.
В аварийном и руинированном состоянии сейчас около 6 тысяч храмов. Наиболее сложная ситуация в Центральной России (в Тверской, Ярославской, Костромской областях, в Подмосковье), в Поволжье, Северо-Западном округе. В таком же положении находится большинство русских усадеб, включая памятники первого ряда.
Основная проблема их сохранения — отсутствие крыш. Здания лишены элементарной защиты от дождя и снега, что в нашем климате приводит к резкому ускорению процесса разрушения и быстрой гибели. Ежегодно падают кресты и своды, осыпаются прекрасные росписи, проваливаются полы, гниют ещё сохранные иконостасы, храмы зарастают сорным лесом.
Как тут не вспомнить хрестоматийное:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит.
Крапиве, чертополоху
Украсить её предстоит.
И вот общими усилиями удалось что-то сдвинуть в сторону воскрешения.
Появилось поручение «утвердить программу по консервации объектов культурного наследия». Минкульт начал выделять средства.
Но и здесь есть свои принципиальные нюансы, о которых обязан сказать.
Из регионов мне сообщают о циркулярах с такими критериями, по которым помощь должна быть оказана зданиям, находящимся в федеральной собственности и у которых объявлен пользователь. Но 95% — бесхозные… Их давно пора оформлять в госсобственность. Пишут мне и о том, что будто бы предполагается заниматься лишь двумя объектами на епархию в год. А речь там и тут о сотнях гибнущих памятников, да и в каждом регионе их число неодинаково. Наконец, необходим экспертный отбор для консервации самого ценного и самого разрушенного… И это ключевой вопрос: прозрачности и профессионализма долгожданных решений.
Всё требует внимательного участия неравнодушных и знающих. Буду возвращаться к этой теме, которая для возрождения исторической памяти во сто крат важнее бесконечного треска записных ораторов и тьмы всех прочих столь затратных забав.
Хорошо, что в процессе сбережения наследия деятельно участвует министр культуры Ольга Любимова.
Отрадны примеры спасения великой старины — восстановление Псково-Печерского монастыря и других святынь тамошней земли митрополитом Тихоном Шевкуновым.
И ещё в развитие размышлений о изобилии пустого треска и дефицита спасительных действий.
Так бывало не раз в нашей истории, когда побеждали инертность и двоемыслие, правящий слой отгораживался от реальности казённой риторикой, а живого слова и главное, дела не хватало катастрофически.
Вплоть до катастрофы.
Тот же владыка Тихон Шевкунов выпустил на телевидении цикл короткометражных фильмов «Гибель империи. Российский урок».
Сделано как всегда ярко, талантливо, живо, с болью за Россию.
Вопросы, которые поставлены автором, волнуют любого, кто думает о России. Это вопросы и о 1917-м годе, и о 1991-м, и о сегодняшнем дне.
Как случается потрясение, приводящее к обвалу территорий и судеб? Кто повинен?
И почему в какой-то момент почти никто уже не хочет и не имеет моральных сил заступаться за уходящий строй?
Лично мне кажется, что к трагедии всегда ведёт взаимная глухота. Неспособность верхов воспринимать нарастающие запросы общества (вплоть до трагикомического солипсизма) и выход на авансцену несогласия отмороженных фанатиков и популистов. Отсутствие золотой середины и стремления к договору, вечная игра в «царя горы».
А в заложниках у этой невесёлой игры миллионы людей и в конечном итоге — сама государственность.
При этом особенность страны в её централизме, что обязаны учитывать любые ответственные силы.
Но как найти этот мудрый баланс между сохранением государства и свободной волей людей?
Знаю, что митрополит Тихон, будучи настоящим русским патриотом, никогда не поддерживает топорных действий, понимает, что только через искренний и глубокий диалог разных сторон можно прийти к общему делу.
Сергей Шаргунов о погружении в нищету ульяновских подвижников культуры
Ключевой же вопрос страшен и прост: развитие и созидание или распад и катастрофа?
Но вопросы поставить гораздо проще, чем отыскать всё объясняющие ответы.
На мой взгляд, отыскиваются они только сообща, через сложное проговаривание болезненных исторических, столь актуальных сюжетов.
И точно также, только сообща, не деля друг друга на почвенников и прогрессистов, создав на государственном уровне координационный и экспертный центр, можно добиться спасения архитектурного наследия.
Гниющие и рушащиеся по всей стране храмы и усадьбы — это метафора и предупреждение.
Ведь они — лучшее, доставшееся нам от предков, — и есть Россия.