Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Причины «колумбайнов»

Развал советской системы обучения и воспитания детей обрекает страну на новые вспышки кровавого насилия в школах

1895
На фото: мемориал у школы № 175 в Казани
На фото: мемориал у школы № 175 в Казани (Фото: Максим Зарецкий/ ТАСС)

О трагедии в Казани уже сказано и написано немало. Все говорят о возможным причинах случившегося, ищут виновного, пытаются найти решения для предотвращения повторных ситуаций. К сожалению, то, что казалось, происходит на «диком Западе» нашу стране не коснётся никогда и трагедии «того мира» не для нас и не про нас. Но, увы, беда пришла и в наши школы, к нашим детям, беда пришла к нам с вами. И тому не одна причина и даже не несколько, а их множество и носят они комплексный системный характер. Кратко коснусь лишь некоторых из них, на мой взгляд, основных.

И часто причины кроются не «здесь и сейчас», они начинают зарождаться в более ранние сроки. Далеко копать не станем и точку опоры, от которой начнём двигаться в анализе ситуации, выберем развал Советского Союза. Хотя, надо признать, скорее всего, начало проблем нужно искать в более ранние сроки…

С развалом Союза была развалена и выстроенная годами и опытом обучения и воспитания детей отечественная система образования с переходом от развития мышления, творчества, самостоятельности на механическое заучивание и запоминание материала, качество которого оставляет желать лучшего. Из школьных предметов были убраны классические произведения русских классиков, в которые я вношу и советский период литературы, предметы по истории сокращены, а порой искажена трактовка исторических событий. Нарушена сама система взаимодействия учитель-ученик, в которой главенствующую роль всегда играл учитель. Да, главным в школе должен быть по праву учитель, как человек, дающий знания, да просто даже как старший по возрасту. И это было непреклонным. В советские времена за оскорбление учителя, ученика могли даже исключить из школы, и это знали и сами ученики, и их родители. И это было правильно, это вырабатывало уважение к человеку, дающему знания, человеку, который учил, а не отрабатывал урок.

Логичным, к сожалению, продолжением развала системы советского образования последовало уничтожение и всей вертикали детской организации, с традициями, детскими кружками, секциями, модным ныне «наставничеством»: октябрята-пионерия-комсомол без замещения другой формой организации деятельности детей. Фактически с этого момента дети были предоставлены сами себе и до сих пор изменений нет. А на что способна детская несозревшая и неокрепшая психика, предоставленная сама себе, без какого-либо контроля, присмотра и направления? Чаще всего к обычной дезорганизованной анархии, попыткам понять окружающий мир, но через призму своей незрелости и агрессии…

Очередным ударом являются так называемые «права детей», где на вершину пирамиды взаимоотношений с окружающими поставлено эго ребёнка, важность, его главность, что привело к безнаказанной вседозволенности детей. Когда, в той же школе, в частности, и во взаимоотношениях с взрослыми почему-то главным стал ребёнок. Но так не должно быть в принципе, это переворачивает все отношения между возрастами с ног на голову. Права, в первую очередь подразумевают свободу их применения, но у каждой свободы есть главная мера — это ответственность. Свобода без ответственности есть анархия. Сейчас у детей есть так свобода, прикрываемая фасадом «прав ребёнка» и в настоящее время ничем не ограниченная. Учителя, превращённые из главных действующих лиц школы в бесправных рабов, обслугу детей уже не могут практически влиять подрастающее поколение и более того, даже детей от агрессии других детей не могут защитить, ведь нарушают права, как правило, именно «агрессивных детей» да и жалобщики-родители всегда готовы накатать кляузу, что учитель просто может лишиться своей работы…

Конечно, свою роль играет и сокращение медицинской службы в школьных учреждениях. Если раньше в школах были медицинские кабинеты, фельдшеры и даже врачи, то сейчас это всё сокращено. Раньше, ребёнок мог всегда прийти к медицинскому работнику за помощью, ушибся ли, упал и т. д., а заодно и рассказать свои проблемы и получить совет. Порой такая неформальная помощь оказывала большое психологическое влияние на подрастающую психику. Сейчас этого нет.

А что есть? Да, есть психолог школьный, чаще всего один, несмотря на размеры школьной организации, который просто физически не способен уследить за психологическим состояние всех учеников. И это тоже проблема.

В довершение этой ситуации вносит развал семьи, как основы общества. Неспособность и нежелание государства к созданию и поддержанию здоровых семейных отношений приводит к снижению авторитета родителей среди подростков. А фактическое преследование мужчин, завышенные требования по алиментам, несоблюдению их прав по воспитанию детей после развода приводит к тому, что дети перестают чувствовать «мужскую руку и мужское слово», а мать для них не авторитет. И, да, так называемая ювенальная юстиция с органами опеки, которые грубым образом вмешиваются в личные семейные дела, способные фашистскими способами под любыми предлогами, а порой и без, изымать детей из семей вбивает последний гвоздь в российскую семью и её благополучие.

Та же ювенальная юстиция привела к парадоксальной ситуации, когда подростки даже в общественных местах могут курить, пить, ругаться матом и им сделать замечание взрослый, по сути, не может. Ведь если ребёнок скажет, что против него была агрессия, не дай Бог ударили, то виноват априори будет взрослый, и в ситуации никто просто разбираться не станет. Не каждый взрослый будет с этим связываться. Не говорю о модных нынче ситуациях, когда взрослых по причине или без оной обвиняют в сексуальных домогательствах… Ситуация эта напоминает недавнее наше прошлое, когда мужчину можно было отправить в места не столь отдалённые лишь по заявлению женщины в изнасиловании и тогда тоже мало кто разбирался.

Предоставленные сами себе дети или даже в семьях, где авторитет родителей снижен в силу различных причин, в том числе и переходного подросткового возраста, при развитии информационных технологий имеют бесконтрольный доступ, который часто запаролен от родителей, к социальным сетям, различным деструктивным социальным группам и агрессивным играм, которые без проблем можно найти и скачать в официальных интернет-магазинах. И это является немаловажным фактором выработки агрессии у детей

Итогом всего этого является отсутствие элементарного воспитания подрастающего поколения, отсутствие уважения к старшим, учителям, отсутствие каких-либо морально-этических традиционных жизненных ориентиров. А расстрелы в школах, это первые, но кричащие набатом, деструкции поколения разрушенной страны.

В связи с этой ситуацией начался поиск виновных, и он всё больше и больше становится похожим на «охоту на ведьм», когда врачей пытаются вновь сделать крайними и виновными в ситуации. Идут допросы врача-психиатра, выдавшего справку казанскому стрелку, появились сообщения, что мальчик страдал головными болями и у него органическое заболевание головного мозга. Тем самым идёт подготовка почвы и общественного мнения для очередного обвинения врачей. Сейчас общество на эмоциях и шоке от происходящего не станет разбираться, а виноваты ли врачи вообще, но уверен, что только здравомыслящие увидят тот примитивизм следственных органов, с которым они пытаются сделать виноватыми в трагедии невиновных медицинских работников.

К сожалению, развал психиатрической службы привёл к тому, что психиатрические стационары сокращены в разы, амбулаторная служба задыхается и от потока пациентов и непомерных нагрузок по выполнению государственных планов, как бы это ни парадоксально в этой ситуации ни звучало. Конечно, опытный психиатр «на справках» может увидеть или даже заподозрить психическое отклонение и отправить на более подробное психиатрическое обследование или просто отказать в выдаче разрешения на оружие. А ведь может и не заподозрить ничего и этому множество факторов: большой поток, мало времени на пациента, пациент на момент осмотра не выявляет какую-либо психопатологическую симптоматику либо подозрение на её наличие и т. д. и т. п. И врач в такой ситуации спокойно даст разрешения.

Хотелось бы пару слов сказать об общем информационном фоне, который царит в нашем обществе и СМИ. Здоровым его, да порой и адекватным, сложно назвать. С экранов ТВ, печатных СМИ, интернет-изданий льётся поток агрессии, грубых манипуляций, зашкаливающих отрицательных эмоций, что само по себе не способствует созреванию здоровой психики, но способствует возникновению озлобленности, тревоги, страхов и агрессии, как в адрес окружающих, так и в свой. Такой информационный поток психика не каждого взрослого выдержит, не говоря о подростках.

И вновь, как всегда, мы видим, что у властей нет системного подхода к решению возникшей уже не сегодня, проблемы. Есть какие-то отрывочные, выдернутые и уже привыкшие репрессивные меры — усилить контроль по оружию, выдаче разрешений на него, запрет выходить в интернет без паспорта, увеличить возраст разрешения на оружие до 21 года и так далее, кто во что горазд. Но зрить в корень, похоже, никто и не собирается или уже не способен. Решить проблемы точечными «ударами» не удастся, а значить ситуация будет повторяться, и будут новые жертвы…

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Олег Сухарев

Доктор экономических наук, профессор РАН

Станислав Наумов

Магнитогорский депутат Госдумы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня