Экс-министр обороны Польши заявил, что инцидент с посадкой в Минске самолета авиакомпании «Ryanair» — знак для поляков, что Запад их предал
Мир привык к тому, что страны Западной Европы и Соединенные Штаты Америки являются эталоном демократии, высокой культуры и объективного, непредвзятого отношения ко всему, что происходит на планете.
Однако в последнее время именно в этом «регионе справедливости» происходят многочисленные негативные события, откровенно дискредитирующие Запад. Они вызывают непонимание, недовольство и протестные настроения, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Юрий Анисимов.
Постоянные скандалы, громогласные разборки и сливы компроматов в средствах массовой информации в США стали обыденной практикой. В стране, претендующей на роль мирового лидера, давно нет элементарного единства в обществе: практически оно раскололось на две, примерно равные части. Это ярко продемонстрировали президентские выборы 2020 года.
Многим непонятно, почему в настоящее время эта богатейшая страна лидирует — наряду с Индией и Бразилией — по числу зараженных COVID-19. Миллионы американцев болеют, а около 600 тыс. уже стали жертвами инфекции. Эпидемическая ситуация здесь не внушает оптимизма.
Экс-министр обороны Польши заявил, что инцидент с посадкой в Минске самолета авиакомпании «Ryanair» — знак для поляков, что Запад их предал
Еще одной сложно решаемой проблемой Вашингтона, влияющей на авторитет страны, остается широкое распространение в обществе расовых предубеждений. Если расизм почти исчез из публичных дискуссий, и чернокожие политики все чаще занимают высокие должности, то проявления расизма на бытовом уровне в повседневной жизни пока не исчезли и, похоже, исчезнут не скоро.
В США чернокожих граждан около 13% всего населения. И любой факт гибели афроамериканцев с участием полицейских вызывает мгновенные массовые протестные выступления.
В свою очередь, преступность среди афроамериканцев, которые по материальному положению и образованию находятся на более низком уровне, чем белое большинство, значительно выше, чем среди белых граждан. И у последних есть все основания требовать от полиции усиления борьбы с преступностью.
Многочисленные протесты, перерастающие в массовые беспорядки и столкновения полицией, стали нормой и в городах Западной Европы. Во Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Испании толпы недовольных не ограничиваются мирными шествиями. Они бьют витрины, грабят магазины, жгут автомобили, строительные конструкции, рекламные щиты и мусорные баки.
Масштабные выступления французского движения «желтых жилетов», начавшиеся во Франции в конце 2018 года в знак протеста против повышения цен на топливо, переросли в погромы. И даже несмотря на то, что власти страны пошли на уступки, объявив о проведении ряда социально-экономических мер, «желтые жилеты» продолжают каждую субботу проводить массовые протесты. 1 мая в Париже дважды за день происходили столкновение участников первомайской демонстрации с полицией. Сначала шествие, в котором участвовали профсоюзы и активисты «желтых жилетов», проходило мирно. Но затем в полицейских полетели петарды. А когда шествие заблокировали, толпа вновь атаковала полицию. После этого стражи порядка применили водометы и слезоточивый газ.
В Берлине массовые демонстрации в честь Дня труда также закончились стычкой с полицией. В полицейских полетели камни и бутылки. В ответ начались задержания демонстрантов. Всего было арестовано около 350 человек, 93 полицейских получили травмы.
«Мирные» акции протеста в Брюсселе (Бельгия), как правило, сопровождаются поджогами всего, что горит, нападениями на полицейских и блокированием автомагистралей. Недавно из-за такой акции застрял в своем автомобиле король бельгийцев Филипп, ехавший из дворца в центре Брюсселя в замок Лакен. Бельгийские «желтые жилеты» не менее агрессивны, чем их французские «коллеги».
На улицах испанских городов тысячи протестующих постоянно устраивают беспорядки в связи с тем, что руководство страны не в состоянии решить «каталонскую проблему».
Далеко не все благополучно в столице Великобритании — Лондоне. И здесь протесты обычное явление. Заканчиваются они драками и задержаниями участников акций. При этом нередки случаи вандализма и грабежей.
Таких примеров на Западе множество, что существенно подрывает его международный авторитет. Эта печальная реальность, однозначно, не соответствует понятиям о цивилизованном обществе, на которое следует ориентироваться другим странам и народам с недостаточным уровнем демократии и культуры
Сложно предсказать, когда на Западе восстановится элементарный порядок, но, похоже, что для его руководителей это не имеет особого значения. Для них гораздо важнее «внешние проблемы», в первую очередь — отношения с Китаем, Россией и её союзниками.
Складывается впечатление, что, абстрагируясь от компрометирующих внутренних проблем, явно снижающих их шансы на лидирующую роль в мире, они пытаются учить уму разуму весь мир. В частности: Китай, Беларусь, Иран, Турцию, КНДР, Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, Сербию и другие страны. Но, безусловно, прежде всего Россию. И при этом их не останавливает даже опасность третьей мировой войны, что крайне пугает мировую общественность.
Впрочем, это не удивительно. Испокон веков на Западе было немало деятелей, которым не нравились российские императоры и цари, советские наркомы, генеральные секретари и президенты, а также сегодняшние руководители Российской Федерации Путин, Лавров, Шойгу, Матвиенко и ряд других политических деятелей.
Объективности ради надо признать, что руководству России (и царской, и советской, и нынешней) можно было предъявить немало вполне обоснованных претензий. Агрессивность политики Кремля давно известна миру. Именно она дала возможность Москве подчинить огромные территории, включая Польшу и Финляндию на западе, Аляску на востоке, территорию от Северного полюса до Афганистана и Китая на юге. Между тем эта политика не более цинична, чем та, которая присуща США, Англии, Франции, Испании
Сегодня на Западе не всем по душе то, что Россия даже после развала Советского Союза, при всех «обрезаниях», остается одним из крупнейших государств мира по размерам своей территории, количеству населения, запасам полезных ископаемых и ряду других параметров. Действительно, ее экономика значительно уступает по многим показателям таким странам, как США, Китай, Германия, Япония. Это порождает иллюзию, будто Россию без особого труда можно загнать в стойло и заставить жить по правилам, установленным на Западе. Но наличие у нее современного ракетно-ядерного оружия, мощного подводного флота и боеспособной армии в значительной степени сдерживает радикальных политиков.
К тому же нельзя не учитывать и уроки истории. Многочисленные войны, которые вела Россия с турками, поляками, немцами, финнами, японцами, а также, по сути, дважды со всей Западной Европой — в лице Наполеона и Гитлера. В них, несмотря на некоторые неудачи и огромные потери, она успешно продемонстрировала свой довольно мощный потенциал и умение выходить победителем из весьма сложных ситуаций. Поэтому всем здравомыслящим людям совершенно не хочется испытывать её на прочность в новых войнах.
Можно по-разному относиться к многолетнему президентству Владимира Путина… Но олицетворять его со всей Россией — некорректно. Как говорится, руководители приходят и уходят, а страна, известная всему миру своей наукой, культурой, литературой, искусством образованием, медициной, спортивными и многими другими достижениями, остается. Так что наивно надеяться на то, что патологическая ненависть к России, характерная для ряда западных руководителей, приведет российский народ в «лоно западной демократии». Поэтому русофобская политика, культивируемая в настоящее время, в частности, в Польше, Грузии, Прибалтике и некоторых других странах, бесперспективна.
К сожалению, и в нашей стране (Украине, — ред.) можно привести немало примеров, когда пытаются унизить и оскорбить не только московское руководство, но и всех русских, по сути наших ближайших родственников. Чего только стоит стихотворение, получившее большую поддержку в обществе:
Никогда мы не будем братьями, ни по родине, ни по матери.
Духа нет у вас быть свободными — нам не стать с вами даже сводными.
Надо признать, что с этим согласны многие, но далеко не все граждане Украины. Появились и другие стихи:
Простите нас, родные россияне,
Пока еще вращается Земля,
Мы братьями вам быть не перестали,
Вас предала не Родина моя…
Так считает молодая полтавская поэтесса Ирина Самарина. На нее, естественно, со всех сторон обрушился град оскорблений и обвинений в предательстве. Понятно, что критиков у нас больше, чем тех, которым стихи понравились. Но и с последними придется считаться, потому что, во-первых, их не так мало в стране, как кое-кому хотелось бы, а во-вторых — демократию и свободу слова пока еще никто не отменял.
Такое деление страны наводит на грустные мысли. Даже если соотношение между первыми и вторыми составит 90% к 10%, что, впрочем, весьма сомнительно (с учетом значительного удельного веса на Украине этнических русских и русскоязычных).
Но главное даже не в этом. В корне ошибочно делить страну на «хороших правильных украинцев» (патриотов) и плохих, неправильных, русских или их поддерживающих (не патриотов).
Здесь уместно напомнить одно философское рассуждение, высказанное когда-то человеком, имя которого история не сохранила: «Людей нельзя делить на хороших и плохих по национальности или убеждениям. Они делятся исключительно на две категории — порядочные и непорядочные». А «непорядочных», как известно, хватает у каждого народа, включая и украинцев, и русских, и евреев, и татар, и всех других, во что бы эти непорядочные ни рядились и какие бы лозунги ни выкрикивали.
Как ни парадоксально, но в своем противостоянии с Россией руководство некоторых западных стран доходит до абсурда, используя не всегда продуманную методику, зачастую дискредитирующую Запад.
Взять хотя бы нашумевшее «дело Скрипалей». Отравление бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в марте 2018 года вызвало неоднозначную реакцию в мире. Британские власти уверенно заявили, что Россия — единственная страна, у которой была «возможность, мотив и намерение» совершить преступление.
Однако все получилось как-то неубедительно. Да, московское руководство во все времена не отличалось особой щепетильностью по отношению к своим врагам. Но в данном случае почему-то все остались живы. А российские «особисты», на совести которых немало серьезных и жестоких преступлений, выглядят наивными несмышленышами, явно не способными на успешное осуществление своих замыслов. И Лондон при этом отказывается предоставлять какую-либо информацию по расследованию. Зато у Москвы появляется возможность заявить об «очередной попытке британских властей очернить Россию». К тому же не надо считать российское руководство недальновидным настолько, чтобы организовывать атаку на Скрипалей накануне президентских выборов и чемпионата мира по футболу в России.
Другой пример. Высылка российских дипломатов из ряда стран Евросоюза. Это началось, когда Чехия обвинила Москву в организации взрыва, который произошел в октябре 2014 г. на ее складах вооружения.
Вызывает удивление, что только через шесть с половиной лет чешское правительство официально обвинило Россию в организации этой диверсии. В связи с этим Прага решила выслать 18 российских дипломатов и призвала страны ЕС проявить солидарность и также выслать нескольких дипломатов. Естественно, первыми поддержали Прагу страны Прибалтики, Польши, Румынии и Болгарии.
При этом никаких материалов в доказательство происшедшего когда-то взрыва опубликовано не было. «Очевидно, дипломатический кризис между Россией и Чехией необходимо рассматривать с точки зрения заинтересованности в нем США, — пояснил член комитета бундестага ФРГ по международным делам Вальдемар Гердт. — Эта ситуация… скорее всего, находится в программной линейке нового американского курса. Решения Чехии по внешней политике обуславливаются «подчинением давлению той стороне, которой отказать нельзя».
Кстати, отношения у Вашингтона с Евросоюзом давно перестали быть безоблачными, что также не добавляют авторитета ни США, ни ЕС. И в самом Евросоюзе немало примеров, свидетельствующих о серьезных разногласиях между его членами. Под сомнения начинают ставиться многие начинания еврочиновников, слепо копирующих американскую политику. И это не случайно. Ряд европейских стран несут убытки от введения экономических санкций против крупнейшего партнера, каким является Россия. Они превращаются в должников международных банков, в основном американских.
Европейцев беспокоит отсутствие взвешенной продуманной миграционной политики. Поток мигрантов из Африки и Азии не прекращается. Только во Франции иммигранты уже составляют более 10% населения.
И, наконец, не всем европейцам нравится нарастающее присутствие в их странах контингентов НАТО и воинских подразделений США, что чем-то напоминает оккупацию.
Сергей Ветошкин о том, как на самом деле просто формулируется русская национальная идея
В мире уже немало сомневающихся в том, что США — самая свободная страна. Усиливаются антиамериканские настроения. Предпринимаются попытки при расчетах уйти от доллара в другие валюты и минимизировать роль США а качестве посредника в международных делах.
Не выдерживает критики американская программа «продвижения демократии». Это произошло уже в процессе оккупации Ирака. Затем последовали новые неудачи в Сирии, Йемене, Венесуэле, Афганистане.
Все это наводит на мысль о том, что однополюсный мир, возглавляемый США, утратил свою эффективность. И на его место должна прийти многополярная модель мироустройства, основанная на совершенно новых отношениях. Она предполагает установление коллективной ответственности за судьбу человечества.
Именно многополярность имеет большое будущее хотя бы потому, что в таком случае появится реальная надежда избежать новой мировой войны, последствия которой могут стать катастрофическими для жизни на Земле.