Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / Военное обозрение
10 января 2022 21:14

Ржавый железнодорожный кулак США

В эпоху «холодной войны» американцы пытались создать оружие, аналогичное советскому, но у них ничего не получилось

4540
На фото: художественный концепт ракетной системы Peacekeeper Rail Garrison
На фото: художественный концепт ракетной системы Peacekeeper Rail Garrison (Фото: Музею авиации и космонавтики Сан-Диего/ wikipedia)

Напряжённость во взаимоотношениях НАТО и России заставляет вспомнить о могучем оружии Страны Советов, сдерживающем военные поползновения Вашингтона долгие десятилетия. Чаще всего говорят о титановых подводных лодках и баллистических ракетах, способных стереть в пыль города «вероятного противника». В последнее время появились публикации и о ядерном поезде, который на Западе считался одной из самых страшных угроз. Правда, подобным оружием располагали и американцы.

В начале шестидесятых годов в США был создан боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), вооруженный межконтинентальными баллистическими ракетами LGM-30A Minuteman.

Проект Mobile Minuteman завершился циклом испытаний, в ходе которых были установлены положительные и отрицательные особенности такой техники. Ввиду сложности эксплуатации, общей дороговизны и отсутствия серьезных преимуществ перед существующими ракетами шахтного базирования проект был закрыт.

Главным преимуществом железнодорожных комплексов считалась высокая мобильность. Используя существующие железнодорожные дороги Соединенных Штатов, «ракетные поезда» могли бы разъезжаться по всей территории страны и таким образом уходить из-под возможного удара ракет вероятного противника.

Читайте также

В восьмидесятых годах американские специалисты подсчитали примерную живучесть БЖРК в условиях ядерной войны с Советским Союзом. 25 составов с межконтинентальными ракетами, рассредоточившись по железнодорожным сетям общей протяженностью около 120 тысяч километров, оказались бы крайне сложной целью для противника. Перспективный БЖРК оказывался одним из самых живучих компонентов стратегических ядерных сил. Естественно, проект имел серьезные проблемы. При разработке требовалось решить ряд специфических задач, связанных как с используемой ракетой, так и с различными наземными средствами.

По некоторым данным, одной из предпосылок к созданию нового проекта БЖРК стала информация разведки, полученная из СССР. С начала семидесятых годов советские специалисты разрабатывали свой вариант «ракетного поезда», из-за чего Пентагон пожелал получить аналогичную систему со схожими характеристиками, призванную обеспечить паритет.

В декабре 1986 года было объявлено о начале работ по новому проекту создания боевого железнодорожного ракетного комплекса. Как и в случае с предыдущим подобным проектом, было решено не создавать для комплекса новую ракету, а использовать существующую. В то время ВВС США осваивали новую ракету LGM-118A Peacekeeper, которую и предложили использовать в качестве оружия для нового «ракетного поезда». В связи с этим новый проект получил название Peacekeeper Rail Garrison («Peacekeeper железнодорожного базирования»). Было решено, как и в СССР, замаскировать ядерный спецпоезд под состав с товарными вагонами. БЖРК Peacekeeper Rail Garrison должен был курсировать по железным дорогам и буквально теряться среди прочих поездов.

В голове «ракетного поезда» должны были находиться два локомотива большой мощности GP40−2 компании General Motors EMD. Каждый комплекс должен был перевозить по две ракеты в специальных вагонах. Кроме того, в состав предлагалось включить два вагона для экипажа, вагон управления и цистерна для топлива. Устроившая конструкторов ракета LGM-118A не отличалась малыми габаритами и весом, имея длину около 22 м и стартовый вес около 88,5 тонн. Разработкой вагона занимались специалисты компаний Westinghouse и St Louis Refrigerator Car Company.

Из-за веса и размеров ракеты вагон с пусковой установкой получился крупным и тяжелым. Внутри него предполагалось поместить транспортно-пусковой контейнер ракеты с гидравлическими домкратами, а также набор специального оборудования. При подготовке к запуску аппаратура вагона должна была открывать крышу, поднимать контейнер в вертикальное положение и производить другие операции. Ракета должна была выталкиваться из контейнера при помощи заряда, а маршевый двигатель первой ступени должен был включаться уже в воздухе. Из-за такого способа запуска в конструкции вагона предусматривались специальные опоры, расположенные на днище и предназначенные для передачи импульса отдачи на рельсы.

Экипаж БЖРК Peacekeeper Rail Garrison должен был состоять из 42 человек. Управление локомотивами возлагалось на машиниста и четырех инженеров, за запуск ракет должны были отвечать четыре офицера. Кроме того, в экипаж планировалось включить врача, шестерых техников и охрану из 26 человек. Предполагалось, что такой экипаж сможет нести вахту в течение одного месяца, после чего его сменят другие военнослужащие.

Боекомплект комплекса Peacekeeper Rail Garrison должен был состоять из двух ракет LGM-118A Peacekeeper. Такое вооружение позволяло атаковать цели на дальности до 14 тыс километров и доставлять к объектам противника до 10 боевых блоков мощностью 300 или 475 кт. Таким образом, планировавшаяся постройка 25 «ракетных поездов» позволяла держать на дежурстве до полусотни межконтинентальных ракет, готовых к немедленному применению.

Читайте также
Тревоги «маленького мира» Тревоги «маленького мира»

На фоне мировых катастроф патентные войны международных корпораций выглядят издевательством над здравым смыслом

Комплекс «Peacekeeper железнодорожного базирования» предполагалось поставить на дежурство до конца 1992 года. Уже в 1991 финансовом году планировалось выделить 2,16 миллиарда долларов на строительство первых семи серийных «ракетных поездов». Построенные поезда предлагалось распределить между 10 базами ВВС, где они должны были пребывать до получения соответствующего приказа. В случае обострения отношений с вероятным противником и увеличения рисков начала войны поезда должны были отправлятся из секретных ангаров и курсировать по железным дорогам до получения приказа на пуск или на возвращение. Главной базой БЖРК должен был стать объект Уоррен (штат Вайоминг).

Строительство вагона-пусковой установки завершилось осенью 1990 года. В начале октября его доставили на авиабазу Ванденберг (шт. Калифорния), где прошли первые проверки оборудования. После завершения всех работ на авиабазе вагон отправили в Испытательный центр железнодорожного транспорта (г. Пуэбло, шт. Колорадо). На базе этой организации планировалось провести ходовые и прочие испытания новой техники, а также проверить ее на железных дорогах общего пользования. Но, как говорится, не сложилось.

В начале девяностых годов, после распада Советского Союза, руководство Пентагона начало пересматривать свои взгляды на развитие вооруженных сил. В новых условиях такая техника выглядела чересчур сложной и дорогой. Проект Peacekeeper Rail Garrison был остановлен. Прототип вагона-пусковой установки, использовавшийся в испытаниях, в течение некоторого времени находился на одной из баз ВВС США. Его судьба была решена только в 1994 году. Ввиду отсутствия перспектив и невозможности продолжения работ по проекту опытный вагон был передан в Национальный музей ВВС США (база Райт-Паттерсон, шт. Огайо), где и находится до сих пор. Тем временем, как сообщают открытые источники, Россия возрождает ракетные поезда, но уже на новом технологическом уровне. А значит, американцам придется вновь заниматься копированием чужого оружия.

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня