Для капиталиста, как учили классики, главное — прибыль. Поэтому, в современных условиях, транснациональным компаниям мало того, что произведенную ими продукцию купили. Надо еще, чтобы потребитель обслуживал и ремонтировал свое приобретение только в специализированых сервисах по заоблачным ценам. И аксессуары покупал только «фирменные», с пятикратной наценкой. Если же потребитель не подчиняется, и посмел развинтить приобретённый им девайс, на него подают в суд, как это сделала компания Apple.
Засудить мужичка, который хотел сам исправить пустяковую поломку своего ноутбука, не получилось. Заседания фактически закончилось после вопроса американского судьи «кому принадлежит ноутбук, который ремонтировал ответчик?». Решение суда было не только законным, но и логичным, что в США случается далеко не всегда. А именно, если человек законным образом приобрел вещь, то волен делать с ней всё, что ему заблагорассудится. Всемогущей компании Applе пришлось подчиняться: с недавних пор она даже выпустила набор специальных инструментов. Естественно, по немыслимым ценам.
Зато другой способ «стричь деньги» исправно кормит международные корпорации и сегодня. Под их мягким нажимом большинством стран мира было принято, что товарный знак — это объект интеллектуальной собственности, и у него есть владелец, которому надо за него платить. Причем, владелец товарного знака может выпускать для отдельно взятой страны товар с худшими характеристиками, и запретить ввозить такой же товар, но выпущенный для других регионов. Именно так случилось с популярным финским моющим средством: «российский вариант» отмывал посуды гораздо хуже, чем оригинал.
Что гораздо хуже, компания-производитель, она же владелец бренда, может вообще прекратить поставки своего товара в ту или иную страну. Именно так случилось у нас в России. Западные компании, под давлением официального Вашингтона, ввели собственные «санкции».
Дело в том, что с 2002 года в России действовал запрет на параллельный импорт: ввозить в страну партии товара, защищенные товарным знаком, можно было только с разрешения его владельца. Импортировать в Россию продукцию брендов могли только их правообладатели, аффилированные с ними лица или так называемые исторически связанные с брендами компании — официальные дилеры. Далее всё просто: компании-производители перестали отгружать официальным дилерам товар, после чего законные продажи стали невозможны.
Понять логику российских чиновников, придумавших явно дискриминационный закон двадцать лет назад, сегодня невозможно. Ведь, рассуждая здраво, если какая-нибудь торговая структура законно купила партию «фирменных» гаджетов, то может делать с ними всё, что угодно.
Но нет, «серых» импортеров называли пиратами. Конечно, с точки зрения советского уголовного кодекса, перепродажа считается спекуляцией, и подлежит наказанию. Но того кодекса почти треть века уже нет, как, к сожалению, и СССР.
Контролирующие органы нещадно наказывали коммерсантов за торговлю «незаконно ввезенными» товарами, при этом называя эти товары модным словечком «контрафакт». Тот факт, что куплены они были официально, а налоги и таможенные сборы уплачены, никого из чиновников не волновал. Отдувались за странную любовь российских государственных органов к транснациональным компаниям рядовые потребители. Фактически, люди платили больше, чем западные потребители, и получали вещь худшего качества, чем жители ЕС и США.
Пелена с глас отечественных чиновников упала только после ухода из России ведущих брендов. При этом международные компании покинули нашу страну, в большинстве своем, под громкими антироссийскими лозунгами. Вот тут-то правительство, до сих пор ревностно охранявшее интересы «западных партнеров», и призадумалось. Даже то владельцы брендов, которые воздержались от политических заявлений, терпели от сворачивания бизнеса в РС миллиардные потери. Следовательно, ни о каких экономических причинах ухода из России не может быть и речи. А называть политических противников «партнерами», по меньшей мере, глупо. И защищать их «право» отказывать целым странам в покупке ими брендированной продукции во вред собственному населению — тоже.
Реакция российского правительства на недружественное решение транснациональных компаний относится к числу «ассиметричных». В нашей стране разрешили так называемый параллельный импорт. Это означает, что импортерам больше не нужно согласие российского обладателя товарного знака (официального представителя), чтобы ввезти в Россию, к примеру, те же Айфоны. Отныне торговая компания-импортер может купить за рубежом товары, защищенные товарным знаком, и ввезти их в Россию без согласования с российским обладателем товарного знака.
Такой ход только на первый взгляд кажется простым и очевидным. На деле, он не только позволяет нашим согражданам сохранять привычный образ жизни, покупая «фирменные вещи» полюбившихся брендов. Более того, россиянам теперь доступно точно такое же качество, что и жителям Запада. К тому же, серьезно задумаются владельцы компаний, которые только собрались уходить из России. Их торговые марки всё равно будут присутствовать на российском рынке. Зато часть прибыли уйдет перекупщикам.
Есть в решении российского правительства и лазейка, оставленная для тех западных компаний, которые, уходя, громко хлопнули дверью. Они могут и дальше поставлять в Россию свои товары, не опасаясь прослыть на Западе «друзьями Кремля». Конечно, продавать придется через фирмы-посредники, которым плевать на репутационные риски. Зато продукция «ушедшей» компании-владельца бренда останется на российском рынке, и будет дальше приносить прибыль. А это для капиталистов, как уже говорилось, самое главное.