Многие люди, приехавшие в Израиль в последнее время из стран бывшего СССР, начинают осознавать, что в этой стране накопилось множество проблем. Их возмущают бюрократизм, слабое развитие сервисного обслуживания, ошибки чиновничества и менеджмента, зарегулированность всего и вся. Прежде они считали, что попадут в рай высоких технологий. Вместо этого им приходится неделями ждать товара, заказанного в магазине. Поражают ошибки бюрократии, с которыми они постоянно сталкиваются (недавно мой знакомый чуть было не остался без паспорта) и то, что для получения любой справки требуется еще несколько справок — и так до бесконечности.
Дело не только и не столько в израильском госкапитализме, о котором говорят некоторые современные публикации. Точнее, госкапитализм, или, правильнее сказать, высокая регулирующая роль государства в экономике, связаны с другим фактором. Израиль — это государство, которое находится под контролем приблизительно 100 монополий. Эти монополии подмазывают политиков, закрывают местные рынки от иностранных товаров и опутывают их массой регулирующих правил, чтобы не допустить появления конкурентов внутри страны.
Отсюда все те явления, о которых сегодня много говорят новые эмигранты и старые экономисты. Отсюда бюрократизм, неэффективность раздутого аппарата менеджмента частных и государственных компаний, спрут чиновничества, опутавшего своими указаниями все общество. Здесь же кроется и причина высоких цен на товары — монополии поднимают их, когда сочтут нужным. Отсюда и проблемы с развитием технологий — зачем вкладываться в развитие, если, опять же, можно просто поднять цены, увеличив стоимость товаров на рынке?
В условиях монополизма компаниям, контролирующим рынки, не очень важно, чего хотят потребители, ведь те все равно купят товары вышеизложенных компаний просто потому, что нет альтернативы. Зачем развивать какие-то сложные (пусть и эффективные) сервисы в подобной ситуации?
Бросающаяся в глаза наглость политиков и чиновников объясняется именно тем, что они привыкли вмешиваться во все на свете, в то время как за ними самими стоят деньги монополистов, которые их к этому подталкивают.
Израильская политическая система — это в значительной мере производное от тех же самых процессов. Все сколько-нибудь влиятельные партии получают финансирование от крупных компаний. Поскольку любое израильское правительство составлено из множества партий и является сложной коалицией (или даже коалицией коалиций), то его реальный курс определяется соотношением сил, способов влияния и парламентских кресел, закреплённых за каждой партийной группировкой. В чем-то все они едины. Там, где они конкурируют — это касается отдельных регулирующих правил и, в особенности, масштабов государственного финансирования различных проектов, они готовы друг другу вцепиться в глотку.
Влияние монополий велико, поэтому партийные политики стараются влить побольше денег в те компании, с которыми они связаны. Отсюда сложность создания правительственных коалиций — партии все больше превращаются в инструменты набивания карманов монополий, и им все сложнее договариваться о бюджете.
В Израиле есть сферы, в которых страна достигла впечатляющий результатов. Прежде всего речь об экспортно-ориентированных отраслях, таких как оборонка и хайтек. Здесь — по крайней мере в том, что касается хайтека — меньше регулирующих правил. Израильские стартапы и другие компании, действующие в данной области, добывают драгоценную валюту благодаря глубокой интеграции с корпорациями Кремниевой долины США и, в последние годы, все больше благодаря растущему сотрудничеству с китайскими компаниями.
Кроме того, государство финансирует оборонку, выделяя миллиарды долларов, и к тому же лоббирует сделки за рубежом. Правительство Израиля, особенно это относится к премьер-министру Беньямину Нетаньяху, годами эффективно расширяло связи и улучшало на протяжение многих лет отношения с целым рядом государств, которые превратились в крупных покупателей израильского оружия — среди них Индия, Азербайджан, Вьетнам и др. Именно технологические компании и ВПК стали локомотивом израильской экономики.
Но, как отмечают израильские экономисты, этот локомотив вынужден тащить огромный состав из устаревших ржавых вагонов — большинства отраслей экономики. И если часть израильского общества извлекает для себя определенные выгоды благодаря тому, что работает в хайтеке или в богатых монополиях, то другая громадная часть страдает от плохих условий труда, низких зарплат и высоких цен.