В конце мая в Турции завершилась избирательная кампания, в ходе которой действующий президент Тайип Реджеп Эрдоган обеспечил себе еще пять лет правления.
В России за этими выборами следили особенно тщательно. Ведь они были конкурентными впервые за два эрдогановских десятилетия, по сути, на них решался вектор развития страны на ближайшую пятилетку: продолжится ли нынешний курс, или страну могут ожидать потрясения.
Турция важнейший региональный игрок и важнейший партнер нашей страны, без которой не решались бы многие вопросы. При этом, партнер сложный, спорный, с кучей противоречий. Однако победа кандидата от оппозиции могла бы привести к дестабилизации наших отношений и общей турбулентности в регионе. Тем более, что оппонент Эрдогана не скрывал своих прозападных взглядов, и в ходе своей кампании не раз нападал на Россию, давал понять, что его победа может существенно осложнить наши отношения.
Турция важна России по целому комплексу глобальных и региональных проблем. Турция — контролирует черноморские проливы. Турция после уничтожения «Северных потоков» является серьезным газовым хабом и воротами для нашего голубого топлива в Европу. Турция — важная площадка для параллельного импорта в условиях санкций. Турция — страна, с которой нам приходится считаться и договариваться в Сирии и Ливии. Наконец, Турция — ключевой игрок в Закавказье, традиционно являющемся зоной российских интересов и зоной нашего исторического соперничества.
Закавказье (да и Кавказ в целом) — исторически территория противостояния империй. Это важный регион в военно-стратегическом плане — выход к побережьям Черного и Каспийского морей, это перекресток сложившихся торговых путей из Азии в Европу. Издревле за регион соперничали турки и персы, но в 16 веке в него активно начинает проникать Россия. А в 19 веке весь Кавказ и Закавказье вошли в состав Российской империи.
Стоит отметить, что для народов региона это был период исключительного благоденствия. До вхождения в состав России Кавказ переживал период раздробленности, был разделен на многочисленные княжества, ханства
Второй очень важный момент: Кавказ всегда воевал — друг с другом, с внешними захватчиками — неважно. И лишь во времена Российской империи и СССР в регионе были мир, стабильность и процветание. Распалась Российская империя — сразу началась война всех со всеми. Распался СССР — грузины бросились воевать с абхазами и осетинами, азербайджанцы с армянами, война прокатилась и по российскому Северному Кавказу.
Помимо начала периода нестабильности и новой геополитической реальности, в регион вернулось и соперничество великих держав: Турции, Ирана и России. И оно значительно отличалось от того, что было прежде. В прежние века все разногласия решались войнами, и распространение влияния на регион подразумевало его завоевание, вытеснение противника, присоединение или же превращение в вассальное государственное образование. Такова была дипломатия того времени. За четыре столетия русско-турецких войн было аж одиннадцать, и велись они, в первую очередь, за контроль над Кавказом и Северным Причерноморьем.
Однако на дворе 21 век, и все вопросы между соседями решаются иными способами. К тому же с Турцией мы партнеры в политических процессах в других регионах, партнеры в экономике, торговле
И что, пожалуй, самое главное сегодня, что отличает нынешнюю ситуацию от прошлой — наличие общего конкурента в лице Запада. Для России Запад — откровенный враг, не скрывающий намерений уничтожить ее, а в конкретном регионе — создать перманентную «иглу в боку», т.е. очаг напряженности вблизи границ. Для Турции Запад партнер (не забываем, что Турция все же остается членом НАТО), но партнер крайне неудобный — не только в конкретном регионе, но и в целом. И тут интересы Москвы и Анкары также могут сойтись.
Тем не менее, соперничество за влияние в Закавказье имеет место быть (как, впрочем, и в Сирии, и в Ливии), и у наших стран есть целый ряд вопросов друг к другу относительно поведения в регионе.
Сегодня мы видим, что Турция продолжает подминать под себя Азербайджан: идеологически, политически, экономически, а также рвется в Среднюю Азию. Это обусловлено как экономическими (Анкара хочет контролировать потоки углеводородов и важные торговые пути, рассматриваемые Китаем как одно из направлений товаропотока в Европу), так и политическими (идеология пантюркизма используется Эрдоганом вместе с неоосманизмом в качестве стержня внешнеполитической экспансии) причинами. И в России это вызывает немало вопросов, что нередко приводит к недопониманию и тормозит реализации важных для всех сторон проектов, являющихся точками соприкосновения, таких как Сюник-Зангезурский коридор.
Впрочем, на официальном уровне говорить об этих разногласиях не принято, как и в целом эта тема мало обсуждается в экспертном сообществе, особенно — с привлечением представителей всех сторон, чьи интересы в регионе так или иначе затрагиваются.
На минувшей неделе в Москве прошла конференция на тему: «Турецкий фактор закавказской политики: влияние на Азербайджан, роль Армении и Грузии как христианских государств», в которой приняли участие эксперты из России, Турции, Азербайджана, Армении и Грузии. Несмотря на существенные разногласия, стороны смогли пообщаться с глазу на глаз, задать друг другу вопросы, которые по тем или иным причинам не озвучивают политики, высказать свои опасения и пожелания.
В мероприятии, помимо представителей трех закавказских республик, приняли участие турецкий политолог Мехмет Перинчек, ведущие российские эксперты по региону: директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев и другие.
Предсказуемо, немало разногласий сохраняется между армянами и азербайджанцами. Стороны расходятся в ряде исторических вопросов, а также в вопросах урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Экономическая экспансия Турции также беспокоит и Грузию, однако куда больше ее беспокоит вмешательство Запада в дела региона.
В этом, кстати, участники мероприятия сходятся, невзирая на все прочие противоречия. Интересы Запада противоречат интересам народов, населяющих регион, цель Запада заключается в его перманентной дестабилизации. Общий интерес всех региональных игроков — максимально снизить пагубное влияние Запада, что привело бы к налаживанию диалога между противоборствующими сторонами.
Именно в таком формате: без вмешательства посторонних — должны решаться все спорные вопросы. Конечно, в рамках одного мероприятия дать на них ответы невозможно. Но начинать нащупывать точки соприкосновения нужно уже сейчас. Тем более, что мы знаем, чего ждать от Анкары в ближайшие пять лет и уже научились с ней взаимодействовать, преодолевая разногласия.