Вокруг пригожинского мятежа и «вагнер-марша» на Москву сейчас, конечно, очень много конспирологии. Некоторые вообще в своих рассуждениях доходят до того, что вся эта история была инициирована самим Путиным, который таким образом якобы хотел проверить, как в критической ситуации поведет себя его окружение. Но если говорить серьезно, то демарш ЧВК «Вагнер» назревал давно и случившееся является закономерным.
Мятеж случился не на пустом месте. Как говорил классик, «если в первом акте пьесы на стене висит ружье, в последнем оно обязательно выстрелит». Надо зафиксировать, что изначально наше государство фактически вне правового поля создало для решения своих «специальных» задач «частную военную кампанию» и, видимо, позволило Пригожину зарабатывать по непрозрачным схемам огромные деньги.
Недаром уже после мятежа на встреча с военными Путин признался, что с мая 2022 года по май 2023 года власти РФ заплатили ЧВК более 86 млрд рублей, при этом параллельно за год, поставляя продукты питания российским военным, компания Пригожина «Конкорд» заработала 80 миллиардов рублей (кстати, структуре Пригожина в плане финансирования уступают 28 регионов!!!).
Именно власти позволили (опять же, фактически, вне рамок закона) ЧВК «Вагнер» набирать для участия в СВО заключенных в российских колониях и, похоже, использовали Пригожина в качестве противовеса для руководства Минобороны, своими руками «накачали» «Вагнер» и Пригожина политическим весом.
И после этого удивляться тому, что при попытке ограничить влияние Пригожина, который к тому моменту уже почувствовал силу и вошел «в образ» (примерно, как Зеленский на Украине), вагнеровцы решили предпринять ответные действия — крайне наивно. Получается, пригожинский мятеж был порожден самими властями, которые долгое время в своих интересах плевали на закон (как это они постоянно делают и в других случаях). За что и поплатились.
Самое главное — мятеж произошел на фоне реально существующих проблем на фронте и в тылу, которые за 16 месяцев проведения СВО стали особенно очевидны. Чтобы добиться успеха в противостоянии с коллективным Западом, просто необходимо менять губительный капиталистический курс развития страны, осуществлять «левый поворот» в экономике и социальной сфере, национализировать стратегические отрасли народного хозяйства, внедрять современную систему Госплана, искоренять олигархию и развивать механизмы реального народовластия.
Однако власти, которые выражают интересы крупной буржуазии, категорически не хотят социалистических перемен. Поэтому патриотические призывы Путина повисают в воздухе на фоне продолжения мутных «договорняков» и коммерческих сделок с противником.
Народ призывают сплотиться и мобилизоваться, но при этом наши олигархи, коррумпированные чиновники и генералы продолжают богатеть на фоне проведения спецоперации. Напомню, что за 2022 год совокупное состояние российских миллиардеров выросло с $353 млрд до $505 млрд. Все это разобщает и возмущает народ, мешает достижению победы. Неудивительно, что в такой ситуации критика коррупционеров и призывы к справедливости, которые в популистской манере постоянно озвучивал Пригожин, находили большой отклик среди российских граждан.
Скажу больше — если бы Пригожин перед началом так называемого «марша справедливости» кроме абстрактных лозунгов сформулировал более-менее внятную программу необходимых преобразований в российской политике, экономике и социальной сфере, то его поддержка со стороны населения была бы обеспечена. Другими словами, мятеж Пригожина имел под собой не только военно-политические, но и реальные социально-экономические предпосылки.
По итогам вагнер-марша президент Путин неоднократно заявлял о том, что остановить мятеж помогла «консолидация всего общества». Но здесь президент, может, выдает желаемое за действительное? В течение 24 июня мы не видели ни одного митинга или пикета в поддержку власти. Зато мы наблюдали, как в Ростове-на-Дону многие жители весьма позитивно встречали вагнеровцев, а параллельно многие высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены срочно покидали Москву, а многие — и Россию.
Да, звучали дежурные заявления от губернаторов в поддержку президента, но при этом явно было видно, что военные не горят желанием вступать в противостояние с бойцами ЧВК. А остановить колонны вагнеровцев могли именно военные, а не губернаторские слова. Поэтому сделанные постфактум заявления главы Росгвардии Золотова о том, что «Москву бы они точно не взяли», звучат не очень убедительно. В общем, скажем откровенно, во время мятежа российское общество частично симпатизировало мятежникам, а в основной своей массе — пассивно наблюдало со стороны, чем все закончится. И это лучший ответ на вопрос о том, насколько реальны заоблачные рейтинги властей, которые нам регулярно озвучивают придворные социологи.
Конечно, просто удивительны откровения президента Белоруссии Александра Лукашенко, сделанные после окончания мятежа. Как выяснилось, президент Путин не мог (или не хотел) дозвониться до Пригожина, поэтому ситуация действительно висела «на волоске». Такая информация, как и все события 23−24 июня, очень сильно ударили по авторитету всей вертикали российской власти. Имидж «сильного лидера» существенно пострадал. Недаром после окончания мятежа я неоднократно слышал от разных людей: «жаль, что в свое время не удалось реализовать сценарий с Лукашенко во главе Союзного государства, для России это было бы гораздо лучше».
Какие предварительные выводы можно сделать из событий 23−24 июня? Конечно, ничего не закончилось. Это был только первый «звоночек». Российская система власти тяжело больна, о чем представители лево-патриотических сил говорят уже многие годы. Поэтому сейчас самое правильное для Путина — не идти на новый президентский срок и провести в марте 2024 года максимально честные выборы, а также уже в ближайшее время сформировать коалиционное правительство с участием левой и патриотической оппозиции.
Нынешний капиталистический курс себя исчерпал, если все оставить без изменений, то хаос и смута обеспечены уже в обозримой перспективе, что в условиях продолжения спецоперации на Украине смертельно опасно для страны.
Однако пока нет никаких признаков, что в Кремле сделают правильные выводы из произошедшего. Скорее всего, даже вооруженный мятеж не заставит Путина провести серьезную кадровую ротацию в руководстве России и самому объявить «марш справедливости» для изменения губительного курса, который сегодня препятствует победе и развитию нашей страны. Вероятно, система будет и дальше отчаянно сопротивляться столь необходимым реформам, а кремлевские правители пойдут на любые авантюры, чтобы и дальше сидеть «на троне».
В такой ситуации всем сторонникам социализма нужно не уповать на бога, «доброго царя» или «кувалду Пригожина», а самоорганизовываться, чтобы в будущем не стать жертвами и заложниками кровавых разборок буржуазии. Ускоренными темпами нужно формировать максимально широкую коалицию, объединяющую сторонников «левого поворота», которая сможет сплотить народ в борьбе за жизненно необходимые перемены и не допустить погружения России во внутреннюю смуту.
Сейчас будет очень правильным провести встречу основных левых и патриотических организаций, чтобы согласовать общую тактику мирных действий в текущих условиях. Необходимо активно готовиться к президентским выборам-2024, для чего осенью провести праймериз и определить единого кандидата от всей прогрессивной оппозиции. Нет сомнений, что Россия стоит на пороге решающих событий, которые определят нашу судьбу на многие годы вперед. Поэтому на всех участниках лево-патриотического движения сегодня лежит колоссальная ответственность за судьбу нашей страны