Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Как защитить Крымский мост, было известно сто лет назад

В сети «Росатома» может попасть особо ценная «рыба»

9509
Как защитить Крымский мост, было известно сто лет назад
Фото: Пресс-служба вице-премьера РФ Хуснуллина/ТАСС

Уже в Первой мировой войне флоты воюющих стран стали применять весьма эффективную защиту портов, заливов и проливов от подводных лодок, включая сверхмалые, радиоуправляемых взрывающихся катеров и подводных диверсантов. Речь идёт о боносетевых заграждениях.

Ими в 1916 году был перекрыт вход в Севастопольскую бухту по всей протяжённости. Сплетённая из мощной проволоки сеть держалась за счёт специальных поплавков и доходила до самого дна. В центре этих заграждений были сделаны ворота, которые для прохода кораблей открывал специальный буксир.

В те времена протяжённость боносетевых заграждений составляла примерно 1100 метров, включая 280-метровые боновые ворота.

Читайте также
Поляки хотят мыть сапоги в Черном море, убитая Западенщина им не нужна Поляки хотят мыть сапоги в Черном море, убитая Западенщина им не нужна «Красные линии» Москвы открыли Варшаве дорогу к аннексии Украины

Заграждение (уже новое) оставалось в Севастополе до 1991 года. Сам проходил его на теплоходе «Молдавия» в 1973-м. Но в 1991-м это заграждение просто бросили.

Чтобы закупорить советские подводные лодки в Финском заливе немцы начали постановку сплошных сетевых заграждений и ещё большее уплотнение минных полей. Так, в апреле 1943-го между островами Нарген и Порккала были поставлены двойные противолодочные сети глубиной около 60 метров и протяжённостью по фронту до 30 миль. Чтобы сети успешно противостояли непогоде, их не углубили до самого дна, а щель под нижним обрезом прикрыли двумя сотнями донных мин.

От берега до берега, перегораживая залив, тянулись стальные сетевые боны, состоявшие из квадратных ячеек, каждая сторона которых равнялась четырём метрам.

Использовали немцы и другие сети — полегче, но не менее опасные: сигнальные. Эти устанавливались на подходах к портам, на фарватерах и в узкостях. В отличие от заградительной, такая сеть была не в состоянии удержать лодку на месте, но всё равно навлекала на неё смертельную опасность, поскольку автоматически зажигались специальные буйки, выделявшие густой дым. На этот сигнал спешили противолодочные корабли, за субмариной начиналась охота.

В конце концов немцам удалось запереть Финский залив для советских подлодок. Весной 1943-го их выходы на коммуникации в Балтийском море полностью прекратились до осени 1944-го…

«На одном из предприятий ГК „Росатом“ разработан целый ряд боносетевых средств физической защиты акваторий. В этот модельный ряд входят такие изделия как „Волга“, заграждение „Двина“, боносетевое сигнализационное заграждение „Енисей“, ворота для прохода маломерных плавсредств (сторожевых катеров) „Лиман“. Каждое изделие по-своему уникально, запатентовано и на данный момент не имеет аналогов на российском рынке средств защиты акваторий», — сообщают отечественные СМИ.

«Новизна боносетевого заграждения «Волга» состоит в том, что конструкция изделия подразумевает возможность размещения тропы наряда, обеспечивающей быстрое перемещение подразделения для борьбы с подводными нарушителями, а также имеет возможность быстро обеспечивать проход плавсредств через линию боносетевых заграждений.

Новизна боносетевого заграждения «Двина» состоит в создании мощного противотаранного рубежа, а также в низкой стоимости.

Новизна заграждения «Енисей» заключается в особой сигнализационной сети, обладающей повышенной прочностью и не обладающей демаскирующими признаками сигнализационного вооружения. В состав этого заграждения могут входить также средства нелетального воздействия и дальнего обнаружения.

Новизна ворот для прохода плавсредств заключается в уникальной плавучей конструкции, обеспечивающей быстрый проход плавсредств сил охраны (сторожевых катеров) через любой тип боносетевых заграждений".

Если бы такие сети или даже старые, образца 1916 года, были установлены хотя бы в километре от Крымского моста, сумели бы к нему прорваться морские дроны? Вопрос скорее риторический.

Опять же, в ходе Первой мировой выяснилось, что лучший способ борьбы с подлодками (а сейчас с дронами) — блокирование мест их базирования. Вторая мировая это подтвердила. Наиболее эффективный и самый дешёвый вид блокады мест базирования подлодок (дронов) — массированная постановка больших и малых морских мин.

К 1990 г. в СССР имелись огромные запасы морских мин, которые можно было ставить с самолётов, кораблей, подводных лодок и любых плавсредств, включая рыболовные деревянные баркасы, как в Корее в 1950—1953 годах.

Советский ВМФ обладал огромным арсеналом реактивных всплывающих донных мин, дрейфующих и т. д. Так, самодвижущаяся СМДМ-2, выпущенная из торпедного аппарата или сброшенная с плавсредства, могла пройти под водой до места постановки свыше 50 км.

Читайте также
Куда поехать отдыхать в жару? Страшнее «Цербера» только Адлер Куда поехать отдыхать в жару? Страшнее «Цербера» только Адлер Все больше россиян выбирает Эмираты, спрос на Турцию упал

Чтобы обезопасить Крымский мост, Севастополь и объекты на Кавказском побережье от морских дронов, достаточно заминировать подходы к портам Одесса, Ильичевск, Днепровский Лиман и т. д. Желательно сделать то же самое на Дунае. Вспомним, что в 1941—1944 годах он был одной из главных транспортных артерий Третьего рейха. По Дунаю из речных портов Германии и Австрии доставлялось огромное количество военных грузов через Анапу на Кавказский фронт, а через Босфор — в Грецию, Италию и даже в Южную Францию.

А 10 августа 2020 г. начала действовать стратегически важная паромная переправа через Дунай, проложившая кратчайший путь между Украиной и Румынией. Международные пункты пропуска в Орловке и Исакче открыты для грузового и легкового транспорта. Пропускная способность переправы — свыше тысячи автомобилей в сутки.

В связи с частичным выходом из строя Крымского моста возникает вопрос, в каком состоянии дорога Ростов — Таганрог — Бердянск — Мелитополь — Джанкой протяжённостью около 380 км. Первый заместитель министра транспорта Крыма Николай Лукашенко заявил: «Дорога из Крыма через Джанкой и Мариуполь по большей части уже отремонтирована».

Увы, в интернете водители большегрузов говорят совсем о другом. Может, не хватило техники и строителей для приведения дороги за полтора года СВО в нормальный вид? Но я месяц назад видел в Севастополе сотни единиц строительной техники, что-то роющих в древнем городище Херсонес.

А Москва зарастает сотнями или даже тысячами огромных «человейников», что совсем не радует коренных жителей столицы. Почему бы эту технику и строителей не мобилизовать и не отправить на «новые территории» РФ на строительство шоссейных дорог, укреплений, убежищ для военнослужащих и мирного населения и т. д.

Последние новости
Цитаты
Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня