Итак, «Луна-25» потерпела крушение. С одной стороны, такие ситуации неизбежны в рамках освоения космоса, без неудач не обходится ни одна серьёзная исследовательская программа. Но с другой стороны — возникает вопрос: что же такое было у советской космонавтики, что позволяло ей ещё полвека назад успешно, повторю, успешно проводить аналогичные лунные миссии, запускать аппараты к Венере и Марсу? Что обеспечило первоначальный — раз и навсегда советский — прорыв человека в космос?
Ответ: это была советская плановая экономика, создавшая материально-техническую базу для освоения космоса, и советская социально-педагогическая политика, воспитавшая поколение победителей. Как видим, без этих двух слагаемых успеха невозможно не только дальнейшее развитие, но даже и сохранение уже достигнутого уровня прогресса. Причём, разумеется, это касается не только космической сферы: неолиберальная олигархическая псевдодемократия за последние тридцать лет доказала свою полную несостоятельность и онтологическую импотенцию во всех областях нашей жизни.
«Луна-25» закончилась так, как закончилась, не из-за роковой случайности (во всяком случае — не только из-за неё). Произошедшее — закономерное следствие разрушения советской системы образования (прежде всего — технического), уничтожения советского промышленного комплекса и естественного падения производственной дисциплины, а главное — исчезновения советского человека, искренне радеющего за результат, а не за свой карман, и готового идти на жертвы ради достижения результата.
О чём говорить, если «директор» Роскосмоса Борисов даже не соизволил приехать на работу в такой ответственный момент (в ведомстве его отсутствие объясняют, смешно сказать, «отпуском после тяжёлой поездки по Африке»)?
Конечно, отечественная космическая программа будет продолжаться. Но насколько успешной она окажется без принципиального изменения социально-экономической строя нашей страны — догадаться совсем нетрудно.