В последнее время очень часто приходилось общаться с владельцами гаражей и мест на автостоянках, которые в один голос говорили о том, что с гаражниками московские власти особо не церемонятся. Был гараж — и нет его.
И действительно, последнее десятилетие в Москве ознаменовано масштабным принудительным сносом гаражных комплексов и автостоянок. Были уничтожены сотни тысяч гаражей, нанесен огромный ущерб имуществу граждан, ликвидированы места обособленного и безопасного хранения автомобилей, мотоциклов, мопедов и других транспортных средств.
Параллельно в московских дворах усиливается нехватка мест хранения автотранспорта. Ситуация усугубляется тем, что «зачищенные» от гаражей земельные участки передаются под коммерческую застройку, где проблемы парковочных мест также не решаются. На фоне массового сноса и ликвидации гаражей и автостоянок в Москве на сегодняшний день складывается неблагоприятная ситуация с хранением личных автотранспортных средств граждан, что негативно влияет на общую организацию движения в жилых кварталах.
Возмущает тот факт, что гаражи, построенные десятилетия назад на законных основаниях, сегодня «внезапно» признаются московскими властями «незаконными строениями» несмотря на то, что Российская Федерация объявила себя правопреемницей СССР. Отметим, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, необходимо установить законодательный механизм юридического переоформления уже существующих имущественных прав, в частности — для добросовестных пользователей земельных участков, занятых гаражами и автостоянками еще во времена существования СССР и до настоящего момента.
Таким механизмом, по идее, должен был стать вступивший с силу 01 сентября 2021 года закон о так называемой «гаражной амнистии» — Федеральный закон
На данный момент в Москве проживает большое число граждан, которые в течение многих лет открыто, добросовестно и непрерывно владели, пользовались, содержали за свой счет гаражи и автостоянки. Они в свое время строили их своими силами — за счет взносов в ГСК, МГСА и ПАК
Однако, как выяснилось, Департамент городского имущества Москвы расторг основную часть договоров аренды буквально за считаные дни до вступления в силу закона о «гаражной амнистии», чтобы не дать гражданам возможности воспользоваться правом на легализацию гаражей и автостоянок.
Сегодня при уничтожении гаражей основным разрушительным «орудием» в руках столичных властей является Постановление № 614-ПП
Характерно, что действующее российское законодательство запрещает считать самостроем любые строения и сооружения, возведенные до 1995 года (до вступления в силу Гражданского кодекса РФ), но этот запрет не мешает московским властям незаконно лишать граждан имущества, признавая гаражи и автостоянки якобы «самостроем».
В конце августа в Москве по инициативе КПРФ, Левого Фронта, МосСовета и движения «СтопСнос» прошла общегородская конференция «Московские гаражи-2023», участники которой заявили о том, что московские власти не выполнили государственную программу инвентаризации земель, на которую специально созданный для проведения земельной реформы Московский земельный Комитет в 1991 году получил многомиллиардное финансирование. Как следствие — оказались не зарегистрированы права на значительное число автостоянок и гаражей, существенно осложнена судебная защита прав их владельцев. Началось массовое, продолжающееся много лет изъятие имущества граждан, сопряженное с его разрушением, кражами, поджогами, мародерством.
Следует подчеркнуть, что за время действия «гаражной амнистии», согласно данным Росреестра, в России зарегистрировано более ста тысяч гаражей, при этом в Москве — всего 384 (и 9 земельных участков под ними). Эти цифры свидетельствуют о том, что процесс оформления объектов недвижимости и земельных участков, занятых гаражными объединениями, фактически саботируется московскими департаментами.
Также неблагоприятно на взаимодействие гаражников и московских властей влияет изъятие земель под гаражами и автостоянками в рамках проектов Комплексного развития территории (КРТ), когда москвичей от утраты имущества не ограждает даже надлежащим образом оформленное право собственности на объекты недвижимости и арендные отношения землепользования. Кроме того, в последнее время приобрели массовый характер случаи нарушения Постановления Правительства Москвы № 63-ПП
Участники Конференции «Московские гаражи-2023» пришли к выводу, что в Москве на сегодняшний день сложилась критическая ситуация с хранением автотранспортных средств и соблюдением конституционных прав граждан. Количество мест хранения и суммарная площадь земельных участков, занимаемая объектами для постоянного хранения автомобилей, неуклонно и принудительно сокращаются. Данная проблема срочно требует разрешения в диалоге между гражданами и городскими властями.
По итогам конференции были выработаны следующие требования и предложения:
1. Ввести в Москве до 1 января 2026 года (с возможностью продления) мораторий на снос гаражей, автостоянок, вспомогательных зданий и сооружений гаражных кооперативов.
2. Упразднить все городские административные структуры, принимающие решения о законности гаражных построек, так как снос имущества граждан может производиться только по решению суда.
3. Выплатить компенсации по действующим на данный момент ставкам всем гражданам, чьи гаражи были уже снесены ранее.
4. Продлить в автоматическом режиме на срок от 10 лет договоры аренды земельных участков для гаражных кооперативов и автостоянок, имевших кадастровые номера, а также не подпадающих под снос по состоянию
5. Разработать и принять в Москве городскую программу «гаражной реновации», когда снос старых гаражей/автостоянок/гаражных кооперативов будет возможен только после возведения в том же районе новых площадей многоуровневых паркингов, в которых безвозмездно с оформлением права собственности будут предоставлены машиноместа гражданам, имущество которых попадает под снос.
6. Продлить программу «Народный гараж» по строительству многоуровневых паркингов с доступными по цене приобретения машиноместами.
7. Определить необходимые и доступные для возведения/строительства новых многоуровневых парковочных зданий земельные участки в районах Москвы, в частности — взамен платных парковок на улично-дорожной сети.
8. Возобновить инвентаризацию земель в Москве для выявления, уточнения и актуализации значительного числа земельных участков и их правообладателей, ранее не учтённых или учтённых с техническими ошибками.
9. Утвердить новый Генплан Москвы, в котором отказаться от хаотичного планирования отдельных территорий, позволяющего «продвигать» выгодные для застройщиков и чиновников строительные проекты без соответствующей социальной нагрузки. Обязать застройщиков осуществлять строительство жилых кварталов в Москве в соответствии с проектами планировки, предусматривающими в обязательном порядке наличие парковочных мест для жителей построенных домов и мест хранения автомобилей по нормативам — не менее 0,7 машиноместа на одну квартиру. (СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений 11. 31−11.43).
10. Создать Межведомственную комиссию по вопросам гаражей и автостоянок при Правительстве Москвы с участием представителей Департамента городского имущества Москвы, Департамента строительства Москвы, Центра организации дорожного движения города Москвы, ГИБДД, УФНС РФ по городу Москве, Департамента социальной защиты Москвы, Москомархитектуры, а также депутатов Госдумы и Мосгордумы, представителей общественных объединений владельцев гаражей и автостоянок, экспертов по гаражным проблемам.
Наделить данную Комиссию полномочиями по уточнению границ ранее выделенных земельных участков, занятых в настоящее время действующими гаражными кооперативами и автостоянками, для закрепления коллективных имущественных прав граждан, что установит реальную (справедливую и объективную) стоимость гаражного имущества, позволит избежать конфликтов при последующем развитии городских районов и обеспечит учёт мнения собственников гаражей/автостоянок. Результатом работы Комиссии должно стать комфортное, комплексное планирование московских районов с учётом мнения граждан, а также систематизирование поступления налогов в бюджет города Москвы.
Для дальнейшей координации действий по решению указанных проблем необходимо активно развивать движение гаражников Москвы, которое было сформировано в 2022 году, а также создать профсоюз владельцев и собственников гаражей/автостоянок. Требования конференции переданы депутатам Госдумы и Мосгордумы от КПРФ, борьба за права московских гаражников продолжается. Уверен, что этот опыт будет актуален и для других российских регионов.