Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Вид с «Валдая»: государство меняет курс

От фундаментальных принципов президента — к идеологии как зеркалу будущего

9124
На фото: президент РФ Владимир Путин во время пленарной сессии в рамках XX Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба "Валдай"
На фото: президент РФ Владимир Путин во время пленарной сессии в рамках XX Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

«Стратегическая нестабильность XXI века» — знаменитая формула известного советского и российского философа Александра Панарина и название его последней работы. Это диагноз XXI века. Нестабильность глобальна, и чем дальше развивается история, тем больше нестабильности мы видим. Никто, ни одна страна не гарантирована от внезапных «неприятностей».

Нестабильность или даже геополитическая турбулентность — это как бы научное определение. А на «бытовом» уровне это называется словом «хаос». Есть такой американский политолог Ричард Хаас — сама фамилии звучит более чем актуально. В своей книге «Мир в раздрае», или «Мировой раздрай» (A World in Disarray) он уже не предрекает, как Панарин, а констатирует тот факт, что система международных отношений больше не является системой, т.е. каким-то порядком, и что в мире царствует новый мировой беспорядок. Ничего хорошего от раздрая, хаоса, беспорядка ждать нельзя — впрочем, никто и не ждет. Раньше по Европе шагали известные призраки — что в них было опасного? Теперь по всей планете торжественным маршем шагает хаос — спасайся кто может!

Читайте также

Но все же и в раздрае сохранились некоторые элементы стабильности. По-прежнему определяющими силами мировой политики являются две бывшие сверхдержавы биполярного миропорядка второй половины ХХ века — Россия и США. И на 2024 год падают выборы в этих странах. Нас, конечно, волнуют первым делом выборы в нашей стране — американцы сами пусть за себя волнуются. И вот здесь, на удивление, нас всех ожидает нечто вполне радостное: ничего не изменится. Президент Путин остается с нами. Как ни крути, это в любом случае хорошо, ибо любое изменение в мире неизменной нестабильности по определению хуже, чем любое проявление стабильности. Отсутствие каких-либо предвыборных интриг, плавное течение российской политики обеспечивает гражданам, т.е. нам, некую уверенность, так необходимую посреди хаотичных и пугающих картинок мировых новостей. Транзит власти в нашей стране, говорит нам по меньшей мере 500-летний опыт, — дело рискованное, так что лучше уж, если есть такая возможность, обойтись без транзита.

Ну а раз посреди островка спокойствия есть минутка на размышления, то не использовать ли ее на то, чтобы подумать о необходимости некоей гарантии более-менее четкого понимания нашего будущего. Понятно, речь пойдет об идеологии.

Что же такое идеология? Казалось бы, странный вопрос, ведь это известно всем. Идеология — комплекс оценок, проективных идей и целей развития, которыми пользовались люди прошлого века для политического и геополитического «ориентирования». В наши дни, когда есть Интернет и бесконечное число экспертов, аналитиков и иных профессионалов, вроде бы нет нужды в какой-то идейной системе, носящей к тому же догматический характер. Да и отмеченная геополитическая турбулентность должна делать бессмысленными любые стабильные или относительно стабильные тексты, проекты, вообще идеи. Однако современное российское общество настоятельно требует идеологии, а современные российские ученые, политики и интеллектуалы не только настаивают на необходимости идеологии, но и горячо дискутируют о ее содержании, направленности, форме и даже стиле.

В этом ключе к настоящему моменту уже написаны сотни книг и статей о том, какой должна быть эта идеология, но, удивительным образом, никто из авторов не собрался и не написал ее в виде компактного текста предельно ясного содержания, который можно было бы предложить для широкого обсуждения.

Приятным исключением является наш президент. В недавнем его выступлении на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» были сформулированы шесть фундаментальных принципов международных отношений, из которых пятый и шестой могут быть положены в основание предполагаемого проекта идеологии.

Приведем их с некоторыми сокращениями:

«Пятое. Мы за справедливость для всех. Эпоха эксплуатации кого бы то ни было… в прошлом. <…> Всем должен быть обеспечен доступ к благам современного развития…»;

«Шестое. Мы за равноправие… Это абсолютно объективный фактор. Но не менее объективно и то, что больше никто не готов подчиняться, ставить свои интересы и нужды в зависимость от кого бы то ни было, и прежде всего от более богатых и сильных.

Это не просто естественное состояние международного сообщества, это квинтэссенция всего исторического опыта человечества".

Лучше и не скажешь. Это — о принципах международных отношений. Но абсолютность, то есть всеобщность, указанных принципов означает, что они применимы к любым субъектам общественных отношений, в том числе и к внутренним. Итак, к этим принципам отнесены справедливость, отсутствие эксплуатации и равноправие.

В то же время знаменательным событием, задающим направленность внутренней жизни страны и одновременно подталкивающим к размышлениям об идеологии, причем в системном ключе, явилось появление «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденных президентским Указом № 809 от 9 ноября 2022 г.

В этом документе обращает на себя внимание тот факт, что в перечень приведенных ценностей включен принцип справедливости, но нет принципов равноправия и отсутствия эксплуатации. По всей видимости, этими принципами, принятыми за основу в международных отношениях, целесообразно дополнить и перечень ценностей, определяющих цивилизационное и государственное строительство нашей страны.

В российском политическом дискурсе недавно появилась компактная брошюра неизвестных авторов с проектом Национальной идеологии России, заполнившая этот пробел. Авторы не называют себя, объясняя это стремлением к тому, чтобы восприятие проекта опиралось только на изложенные в нем идеи и не искажалось отношением к степени авторитетности авторов. Кроме того, по их мнению, некорректно ставить свои подписи под тем, что, в большинстве своем, наработано другими, а здесь просто приобрело упорядоченную, системную форму. Проект не носит догматический характер. Не является он ни манифестом, ни памфлетом, ни суммой критики. Наоборот, благодаря своей форме и стилю он видится скорее приглашением к конструктивному обсуждению.

Не будем пересказывать содержание этого проекта, отметим только несколько важных его особенностей.

Многие желаемые цели развития и устройства общества, содержащиеся в представленной идеологии, являются идеалами, которые, по определению, никогда в полной мере не воплощаются в реальности, но придают развитию осмысленный характер и желаемую направленность. Часто идеал воспринимают как утопию, но эти понятия нужно различать: в идеале идет речь о реально возможном совершенствовании, в то время как утопия — это выход за границы возможного.

Суммарно идеал проекта формулируется так: духовно счастливая личность, свободное и справедливое общество, эффективное и сильное государство, солидарное человечество, гармония с природой. Это — цель, которая необходимым образом определяет направление движения, существо и последовательность решения задач.

Отмечается, что движение к поставленным целям является сложным процессом и связано с созданием условий, способствующих их реализации. А это потребует постепенности и поэтапности их воплощения и разработки своего рода «дорожной карты» или стратегии поэтапной реализации идеологии — пути движения к поставленной возвышенной цели.

Каждый человек должен иметь достойные условия существования, но главным в жизни является реализация его духовных желаний. При этом гармоничное устройство общества и государства являются необходимыми условиями, обеспечивающими возможность достижения этого главного. Люди стремятся к осуществлению главного в своей жизни, но при необходимости, они и войну выиграют и экономику поднимут.

Очевидно, что достижение главного в жизни человек может добиться только в свободном и справедливо устроенном обществе, а это невозможно без настоящей демократии с социально-экономическим равенством, гарантирующим разумно одинаковую доступность благ жизни для всех.

Читайте также

В достаточно недалеком прошлом нашей страны была предпринята попытка построения социально справедливого и процветающего общества, но несмотря на многие успехи, она в полной мере не удалась. Можно назвать две основные причины этой неудачи. Первая — это принадлежность фактической власти в стране партийным органам, а не избираемым Советам, что привело к появлению клановости и застою. Вторая — это сохранение за трудящимися статуса наемного работника, что совершенно не способствовало проявлению с их стороны инициативы в работе. В данном проекте предлагается решение указанных и многих других проблем.

Предлагается также не путать саму идею построения справедливого общества с попыткой ее осуществления конкретной властью. Это разные вещи. Часто также в качестве негатива называют проводимые в то время репрессии. Конечно, их никто не оправдывает. Но здесь опять же нельзя смешивать саму идею с сопровождающими ее в конкретных условиях явлениями. В противном случае, аналогичным образом нужно относиться, например, к идеям христианства, которым сопутствовали инквизиция и религиозные войны.

По-видимому, имеет смысл продолжить рассмотрение и обсуждение этого проекта для получения более полного представления о нем. Познакомиться с проектом можно в свободном доступе.

Выборы президента РФ

Все материалы по теме (850)
Последние новости
Цитаты
Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Сергей Токарев

Cекретарь Липецкого обкома КПРФ

Олег Казаков

Старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Китая и современной Азии РАН

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня