В нашей недавней статье «Лимиты на кредиты. Как остановить разогнавшуюся инфляцию?» мы писали, что наблюдающееся в последние месяцы ускорение инфляции вызвано в первую очередь бумом потребления и потребительского кредитования. Мы также объясняли, что в нынешних российских реалиях одних только высоких ставок для борьбы с этим инфляционным давлением недостаточно, нужен комплексный подход.
В качестве одной из возможных дополнительных мер, которые имеет смысл рассмотреть, мы называли прямые ограничения на объемы потребкредитования, то есть введение лимитов для банков на общий объем выдач потребительских кредитов — в дополнение к действующим сейчас макропруденциальным лимитам по кредитованию заемщиков с высокой долговой нагрузкой.
По-видимому, в ЦБ тоже уже поняли, что одной лишь высокой ставкой проблему не решить, и предложили другую меру с похожим эффектом. А именно, в конце минувшей недели ЦБ объявил об очередном повышении (с 1 сентября) макропруденциальных надбавок по необеспеченным потребительским кредитам, причем, в отличие от прежних подобных повышений, новое ужесточение коснется всех заемщиков, а не только сильно закредитованных.
Раньше (то есть в действующей на сегодня таблице макропруденциальных надбавок, которая вступила в силу 1 июля) для заемщиков, имеющих показатель долговой нагрузки (ПДН) не выше 50%, применялись нулевые надбавки по потребительским кредитам под ставку до 25%.
Теперь же, в только что объявленной Центробанком новой редакции таблицы макропруденциальных надбавок, которая вступит в силу с 1 сентября, даже для самых надежных заемщиков (с ПДН не выше 30%) нулевая надбавка сохраняется лишь для потребкредитов под ставку до 15% годовых.
Понятно, что при ключевой ставке 16% потребкредиты под 15% никто выдавать не будет. Разве что это будут какие-то маркетинговые схемы, где продавец спонсирует ставку кредита и закладывает соответствующие расходы в цену товара (так работала когда-то «ипотека от застройщика»). В любом случае таких кредитов будет мало. Так что можно считать, что теперь практически по всем потребительским кредитам будут ненулевые макропруденциальные надбавки.
Суть макропруденциальных надбавок состоит в том, что они делают соответствующий тип кредита менее привлекательным для банков, поскольку такие надбавки увеличивают у банка нагрузку на капитал (то есть на каждый такой кредит банку надо иметь более высокий уровень обеспеченности капиталом). А значит, новые надбавки будут оказывать давление на общий уровень потребительского кредитования, а не только на кредитование в высокорисковом сегменте.
Борьба с перегревом потребкредитования через макропруденциальные надбавки имеет очевидное преимущество по сравнению с более традиционным методом через повышение ставки.
Она ухудшает условия для потребкрекредитования, а условия для кредитования предприятий при этом не только не ухудшаются, а скорее даже становятся лучше. Ведь банкам будет выгодно перенаправить свои кредитные ресурсы из потребительского сегмента на кредитование предприятий. Так что такой поворот в политике ЦБ можно только приветствовать.