
К чему могут привести переговоры о прекращении конфликта на Украине?
Первый вариант: установление прочного мира и нормальных экономических связей в Восточной Европе.
Второй вариант: заморозка конфликта, то есть корейский вариант, представляющий собой вялотекущую войну в течение 72 лет.
Третий вариант: заключение мира, вроде бы приемлемого для России, но предусматривающего присутствие на оставшейся части Украины США, Англии, Франции и Германии.
Самый простой и лёгкий вариант — второй. Достаточно просто подписать перемирие на линии соприкосновения войск. Однако из-за отсутствия дисциплины в ВСУ и некомпетентности киевских властей амплитуда боестолкновений будет куда больше, чем на 38-й параллели, что в конце концов приведёт к ядерной войне. Хорошо ещё, если только к локальной.
Третий вариант — самый выгодный США и ведущим странам Европы. Штаты потратили на «горячую» фазу противостояния Украины с Россией астрономическую сумму — 150 млрд долларов.
А теперь в порядке компенсации требуют от Киева передать под американский контроль добычу полезных ископаемых и в первую очередь редкоземельных металлов, а также украинскую газотранспортную систему и АЭС.
Замечу, что залежи редкоземельных металлов расположены вдоль Днепра и в Донбассе, на западе Украины их нэма.
Ещё в январе 1992 г. украинский военный историк из города Краматорска с жаром говорил мне, что есть две Украины: в одной — работают, а в другой — пляшут и поют. Он аргументированно доказывал, что украинская оперетта под названием «незалежность» скоро закончится. «Сколько миллионов долларов нужно, чтобы перевести всю документацию хотя бы на нашем большом Краматорском заводе?»
С точки зрения здравого смысла он был прав. Но он не учёл роли «украинства» — одной из самых злобных, хотя и глупых разновидностей фашизма. «Украинство» возникло ещё в конце XVI века и всегда больше походило на режим Пол Пота в Камбодже, чем на диктатуры Гитлера и Муссолини.
После 1991 г. «украинствующие» за 10−20 лет придумали украинский технический язык и издали около 50 русско-украинских словарей, в которых 95% слов были ими высосаны из пальца.
Это — характерный пример, показывающий, что на Украине в 1991—2014 годах был не капитализм со свободной конкуренцией, экономической целесообразностью и остальными причиндалами, а «украинствующий» фашизм.
Исторический опыт однозначно показывает, что «украинствующие» всегда были недоговороспособными. Их вожди четыре века подряд люто ненавидели все окружающие народы, равно как и своих соратников.
Классический пример — Руина XVII века, когда два десятка гетманов воевали друг с другом, по несколько раз принимали подданство Речи Посполитой, России, крымских ханов, турецких султанов и шведских королей. И столь же регулярно их всех продавали.
Тот же Мазепа задумал захватить шведского короля и выдать его Петру I в обмен на прощение. Карл XII принял нужные меры, а Полтава смешала все карты.
В 1918 г. «украинствующие» учинили жестокую резню поляков во Львове и других местах Западной Украины, а весной 1920-го их «главный атаман» Симон Петлюра стал холуём у пана Пилсудского
Пан Зеленский без проблем подпишет любые договоры, но выполнять их будет избирательно.
Безопасность американизированных рудников, газотранспортной системы и АЭС всегда будет под угрозой, если унитарная Украина останется под властью «украинствующих». Белый дом это, видимо, учитывает, но планирует купировать все риски вводом войск и созданием баз.
Представим себе на секунду появление американского, британского или французского контингента на Украине в 1660-х, в 1918—1920 годах, на Донбассе и в Крыму в 2014—2015-м. Надо ли доказывать, что это стало бы бочкой бензина, брошенной в горящий дом.
А возможен ли первый вариант — установление прочного мира и нормальных экономических связей в Восточной Европе? Да, вполне. Но для этого надо, чтобы в Москве постоянно отделяли мух от котлет, то есть условия перемирия и мира легко изменяемые от необратимых.
Допустим, предложит Трамп ввести в строй газопровод «Северный поток-2». Так его можно и взорвать за пару дней, и опять всё свалить на неведомых террористов. За день можно снять санкции, а потом ввести их обратно.
А вот передача США Запорожской АЭС — процесс необратимый. По крайней мере, без большой войны станцию не вернуть. Размещение войск США и НАТО на Украине хотя бы под видом миротворцев — тоже процесс необратимый.
Для чего нужны миротворцы? Для силового принуждения сторон к выполнению условий соглашения. Но нетрудно догадаться, на какой стороне будут действовать миротворцы на Украине. И опять же это приведёт к большой войне, скорее всего, к ядерной.
А, может, на Украине нужны наблюдатели, которые будут фиксировать нарушение огня сторонами? В 2014-м ОБСЕ послало на Украину тысячу своих смотрящих вместе с беспилотниками и иными техническими средствами. И каков результат?
Предотвратили хоть один малый эпизод войны? Единственное, что удавалось «наблюдателям» — эффективный шпионаж в пользу ВСУ.
Наземные и космические технические средства США и России вполне могут вести мониторинг всей территории Украины в деталях. А живые наблюдатели автоматически становятся заложниками. Это, как сказал Пушкин, «предлог раздоров и войны. Им это лишь и нужно».
Другой вопрос — проведение отдельных инспекций на местах представителями США и РФ.
Оптимальным вариантом решения всех проблем на Украине является федерализация. Пусть сами жители Закарпатья, Полесья, Чернигова и других регионов решают свои дела, без присылки спецназа из Киева или «поездов дружбы» из Львова.
В унитарной Украине невозможно соблюдение прав национальных меньшинств, существование свободных СМИ, независимых политических партий, защита властями всех конфессий
Кстати, федерализация Украины выгодна и США. С местными властями куда удобнее договариваться об эксплуатации рудников, газотранспортной системы и АЭС. Местные власти обеспечат большую стабильность.
А начнут брыкаться, с ними гораздо проще управиться с помощью введения торговых тарифов и различных банковских манипуляций. Ввод американских войск просто не понадобится.
Заключение Киевом мирного соглашения с потерей части земель «украинствующие» преподнесут населению как тягчайшее поражение всей нации и будут разжигать реваншистские настроения.
А федерализация населением большинства регионов Украины будет воспринята как победа. Австро-Венгрия потерпела позорное поражение в 1918 г., но чехи, словаки, венгры, боснийцы и другие её народы восприняли это как победу.
Подобный психологический фактор дорогого стоит!