Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Иран и Турция могут разделить судьбу Сирии

Политический ислам и «глубинный народ» сдают позиции светскому национализму

6590
Иран и Турция могут разделить судьбу Сирии
Фото: AP/TASS

Начав войну с Ираном, Израиль объявил о желательности смены режима в Исламской республике. Это возможный, более того — не худший для страны вариант.

Обсуждая повседневность, эксперты часто забывают о фундаментальных факторах, определяющих политику Ближнего Востока. А между тем, именно они имеют ключевое значение. Партии и их руководители приходят и уходят, в то время как базовые экономические и социальные процессы определяют долгосрочные перемены. Если мы обратим внимание на ключевые державы Ближнего Востока, на Турцию и Иран, то увидим это со всей ясностью.

Четыре фактора против Эрдогана

В Турции у власти находятся сторонники суннитского политического ислама, ПСР (Партия справедливости и развития). Ее руководитель Реджеп Тайип Эрдоган управляет страной почти четверть века в качестве премьер-министра или президента. За это время он добился внушительного роста экономики, обеспечив эффективный приток иностранного капитала и выход на европейские рынки, инвестировал растущие налоговые сборы в строительство дорог, школ, больниц и электростанций.

В области социально-культурной политики он действовал аккуратно, но в то же время весьма решительно. Эрдоган легитимировал ношение хиджабов в общественных местах, развивал сеть религиозных школ и университетов, позволил религиозным людям занимать чиновные должности, строил суннитские мечети на бюджетные деньги, ввел в государственных школах уроки религии. Наряду с экономическим подъемом, эти меры обеспечивали его поддержку на протяжении десятилетий.

Читайте также
«Израильский заговор» может обернуться против США «Израильский заговор» может обернуться против США Нападение на Иран подталкивает Россию и Китай к созданию «Восточного военного союза»

Значительна часть населения Турции религиозна и после предшествовавшего этим событиям периода, когда религия изгонялась из публичного пространства, консервативная часть турецкого общества ощутила энтузиазм. До сих пор у Эрдогана имеется множество сторонников в турецкой глубинке — и потому, что они настроены весьма консервативно, и потому, что пережили экономический подъем.

Его успехи, по мнению некоторых исследователей, объясняются особым явлением — «появлением анатолийской буржуазии». Это консервативные по своим убеждениям предприниматели, поднявшиеся в глубинке за счет экспорта своих товаров в Европу, с рынком которой турецкая экономика находится в своего рода симбиозе благодаря таможенным соглашениям о свободной торговле.

В свою очередь коммерсантами были созданы рабочие места для столько же консервативного по взглядам местного рабочего класса. Наконец, благодаря огромным правительственным расходам на строительство жилья и инфраструктуры эти регионы получили сеть бесплатных или дешевых услуг: школы, больницы, отличные дороги и дешевые квартиры. Так сформировался ядерный электорат Эрдогана.

Однако против него работают четыре фундаментальных фактора.

Во-первых, турецкая экономика переживает тяжелый период. Инфляция достигала еще несколько лет назад 85% - правительство привыкло заливать все экономические проблемы дешевыми кредитами. Это привело к росту инфляции и бегству иностранных инвесторов, т.е. к потере одного из важнейших механизмов, обеспечивавших модернизацию страны и рост ВВП.

Правительство изменило политику лишь в 2024 г., подняв процентные ставки почти до 50%, что вызвало замедление экономики. Инфляция, между тем сохраняется на невыносимом для населения уровне — около 40%, причем около половины турок получает минимальную зарплату. Раздражение огромно, конца ему не видно.

Во-вторых, в стране остро чувствуется недовольство, связанное с мигрантами. В Турции их до 5 млн, из них 4 млн — выходцы из Сирии, причем от 60 до 80% турок выступают за их возвращение домой. Причина — борьба за рабочие места, а также конкуренция местных малых бизнесов с оборотистыми сирийскими предпринимателями.

В-третьих, возможно, главная проблема Эрдогана — демографические изменения. Его традиционалистский консервативный суннитский электорат уменьшается. Он размывается по мере переселения людей в мегаполисы. А там религиозность населения ощутимо падает. Это явление отмечено по всему миру. Его не избежал и соседний Иран.

Наконец, в Турции растет доля курдов. У них рождаемость выше, чем у турок, в 1,7 раза. При этом многие курды недовольны тем, что в их регионах отсутствуют школы, где курдский язык мог бы преподаваться наряду с турецким, а также тем, что представителей курдских партий, журналистов и общественных деятелей часто арестовывают или снимают с занимаемых государственных должностей.

В итоге исламистская и консервативная повестка, с которой ПСР Эрдогана пришла к власти, уходит в прошлое. На смену ей идут самые разные светские идеологии — от турецкого национализма до курдского регионализма (курды составляют порядка 20−25 млн из 87-миллионного населения страны). Есть и попытка создать ультраправое националистическое движение, направленное против сирийских мигрантов, похожее на аналогичные европейские структуры: Партия Победы (Зафер) во главе с Умитом Оздагом.

Теряя популярность, Эрдоган все чаще прибегает к репрессиям. Он отправил в тюрьму лидера прокурдской партии Селахеттина Демирташа, руководителя ультраправых — Умита Оздага и суперпопулярного руководителя светской националистической оппозиции РНП (Республиканская народная партия), мэра Стамбула Экрама Имамоглу. Последний опережает Эрдогана в рейтингах на 5−10 процентов.

Репрессивные меры могут купировать перемены, но не обратить их вспять. В долгосрочной перспективе всё это ведет лишь к утрате режимом легитимности.

Читайте также
Иран применяет ракеты, способные разнести Тель-Авив и легко пробивающие «Железный купол» Иран применяет ракеты, способные разнести Тель-Авив и легко пробивающие «Железный купол» Times of India: «Саджил» дотянулся до «Моссада», и это не предел

Сверх того, в Турции имеется большое шиитско-алевитское меньшинство (4−8 млн) и некоторые другие группы. В Иране, где доминирует шиитский политический ислам, есть также крупное суннитское меньшинство.

Бунтовщики и забастовщики

Интересно, что в Иране руководство сталкивается со схожими проблемами. В этой стране, где в отличие от Турции большинство жителей — шииты, представители шиитского духовенства создали после революции 1978−1979 годов систему теократии. Власть здесь принадлежит верховному религиозному лидеру, великому аятолле Али Хаменеи, и силовым структурам, на которые он опирается, в то время как власть выборного парламента ограниченна.

Как и в Турции, местный режим проводил широкую политику поддержки социальных низов, строил школы и университеты, больницы и электростанции, создавал рабочие места — правда, в больше степени в госсекторе, и развивал индустрию. Здесь главным мотором для экономики служил экспорт нефти.

Но в настоящее время, столкнувшись с санкциями и в условиях роста коррупции, иранская экономика забуксовала. Инфляция достигла 40% в год, если верить официальным показателям, причем, по мнению критиков режима, в действительности она намного выше.

Если в Турции половина страны живет на минимальную зарплату (около 500 долларов в месяц), то в Иране, по данным Всемирного банка, около 70% населения находятся на черте и за чертой бедности.

Как и в Турции, в Иране происходит массовое переселение в крупные города, где религиозность падает. Согласно официальным опросам, свыше 70% иранцев выступают за отделение религии от государства, что по сути является приговором для существующей модели власти. Как и в Турции, в свои права здесь вступает новое цифровое поколение, зумеры, сформировавшиеся в интернете молодые люди, чуждые официальной консервативной идеологии.

Упадок исламизма сопровождается и здесь не появлением новых интегрирующих универсалистских идеологий, а ростом национализмов — персидского, азербайджанского, курдского, арабского. Азербайджанцы составляют треть населения страны, курды — порядка 15%, есть и другие меньшинства. Вместе — это половина или большинство граждан Ирана (в стране около 90 млн жителей), возмущенных отсутствием в их регионах преподавания в школах местных языков, а также тем, что средства выкачиваются властью из провинций и уходят в столицу — Тегеран, провинцию Фарс и другие персоязычные районы.

Как и в Турции имеется проблема, связанная с трудовой миграцией, только тут речь идет о 3−4 х млн прибывших из Афганистана, согласных на любую работу. Среди персов растут антимигрантские настроения.

В Иране все чаще вспыхивают массовые забастовки на фабриках, а также этнические региональные бунты, которые правительство подавляет силой.

Линия разлома

Что может произойти в будущем при таком раскладе в Турции и Иране? Нетрудно догадаться, посмотрев на соседние страны, Сирию и Ирак, разорванные национальными и религиозными противоречиями.

Читайте также
Война США с Китаем уже началась – пока на Ближнем Востоке Война США с Китаем уже началась — пока на Ближнем Востоке Пекину придется отстаивать свои интересы как великой державы силой, либо отказаться от любых геополитических амбиций

Шиитский исламизм в Иране и суннитский в Турции некогда были объединяющими политическими идеологиями. Сегодня их влияние падает. Это происходит по трем ключевым причинам, о которых сказано выше: перемещение населения в мегаполисы и уменьшение доли «глубинного народа»; экономические кризисы; рост влияния национальных и религиозных меньшинств.

Когда вместо интегрирующих систем придут светские национализмы — а именно это постепенно и происходит, они, в условиях многонационального характера Турции и Ирана, могут разорвать эти страны, как Ирак и Сирию.

Что могло бы предотвратить сценарий гражданских войн? Возможно, появление новых интегрирующих идей. Но каких?

Либерально-демократические идеи переживают кризис и упадок во всем мире. Ближний Восток — не исключение. Похоже, либерализм умирает везде и незаметно, чтобы этот процесс можно было бы обратить вспять.

Светские социалистические идеи всех видов, антиавторитарный самоуправленческий социализм, основанный на власти ассоциаций работников — рэтекоммунизм Антона Паннекука или классовый анархизм Михаила Бакунина, идеи государственного социализма в духе марксизма-ленинизма, социал-демократия или кооперативный социализм? Сегодня все эти идеологии также не пользуются популярностью в регионе.

Итогом становится замена политического ислама борющимися между собой этническими национализмами — единственными выжившими в настоящее время светскими идеологиями. Не испытывая симпатий ни к первому, ни ко второму, автору этих строк хотелось бы сообщить читателям что-нибудь обнадеживающе-оптимистическое, но современная реальность Ближнего Востока к этому не располагает.

Последние новости
Цитаты
Елизавета Лихачёва

Искусствовед, архитектор, экс-директор музеев архитектуры имени А. Щусева, изобразительных искусств имени А. Пушкина

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Владимир Оленченко

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня