
Нельзя сказать, что о забастовке в Российском государственном торгово-экономическом университете никто не слышал. Нет, о ней написали в газетах, ее обсуждали в блогах, про нее даже рассказали федеральные телеканалы в вечерних новостях, но вот как-то не срослось.
Да, туда заехали депутаты от «Справедливой России» (все те же) и Сергей Удальцов, но, по правде говоря, сделали они это скорее дежурно. Мол, и сюда надо тоже заехать. В ежедневнике записано: с часу до двух заехать в РГТЭУ, побыть с бастующими студентами. Не похоже, что проблемами будущих дипломированных торговцев они прониклись всерьез.
Ну а что рядовые участники протестного движения, что сказали люди? Люди не поверили. Так что так называемая реформа образования идет дальше своим чередом, ректора сняли, комиссия Минобра пообещала что-то смутное, очень вежливо, похоже, послав и студентов, и их уже бывшего ректора Бабурина (да-да, того самого системного националиста).
В новостях еще мелькает громкое слово «баррикады»; вроде как вход в здание оставшиеся протестующие перегородили партами, чтобы не пустить назначенного «варяга». Звучит немного даже романтично, но по факту эта история уже закончена. И если правительству хватит ума, то никакого силового захвата вуза не произойдет, просто все разойдутся на Новый год и каникулы, а, вернувшись через две недели, обнаружат уже новое руководство.
А раз так, давайте перенесемся немного в прошлое и попробуем понять, что же на самом деле произошло в РГТЭУ. Судя по всему, руководство вуза во главе с Бабуриным, напуганное (и как показали дальнейшие события — напуганное не зря) перспективой увольнения, а, может, и чего похуже, не просто не препятствовало забастовке студентов, но и фактически устроило ее.
Отпечатанные типографским методом плакаты, как на зимне-весенних володинских «путингах», организованное горячее питание и даже ночные дискотеки. Надо понимать, что в современной России, где в принципе задушено профсоюзное движение и студенческое самоуправление, нет и не может быть подобных структур, что называется, «снизу» (кроме, может быть, Студсовета СПбГУ), способных проводить долгосрочные акции протеста в стенах университета на таком уровне.
И ведь все Сергей Бабурин рассчитал верно. Все, кроме одного, — со временем забастовки он, конечно, ошибся. Огорченное последней малочисленной акцией протестное движение занято сейчас рефлексией и самокопанием (бесконечные поиски ответа на вопрос, кто слил протест) и совсем уж вопиющим, одновременно как по жестокости, так и по своей алогичности ответом на акт Магнитского. Открытые письма, петиции, пикеты, свечи, благотворительные акции… Так вышло, что активистам оказалось просто немного не до студентов РГТЭУ, которые не очень уж и активно, если честно, жалуются на то, что их переводят в более престижный университет имени Плеханова.
Но это, повторю, проблема исключительно неудачного тайминга. В любое другое время, как до, так и после, забастовка вроде этой вполне могла бы захватить на какое-то время повестку дня протестного движения, у которого всегда что-то должно быть на повестке дня (в противном случае теряется смысл). Обратите внимание: Бабурин был снят не сразу, а через некоторое время, когда в Белом доме убедились, что его отставка будет безопасной.
Можно ожидать, что в следующем году «казус Бабурина» повторится еще не раз. Вполне себе системные руководители средней руки и повыше прекрасно понимают, что в администрации президента как огня боятся раздувания волны протеста, которую с таким большим трудом, через реакцию, репрессии и абсурд, удалось низвести сейчас до состояния тлеющих угольков.
И, значит, протестная карта — это всегда джокер. Хотите закрыть нас? А вы слышали, что наши бюджетники собираются бастовать? Урезаете финансирование? Наши студенты строят баррикады. Увольняете меня? Извините, завтра несанкционированное шествие в поддержку меня. Я тут ни при чем конечно, но вот народу не прикажешь.
Это та самая обратная сторона володинских путингов, устроенных вроде бы по лекалам позднесоветских массовых мероприятий. Если можно согнать школьников, студентов и бюджетников на митинг за, то почему нельзя их согнать и на митинг против. Уверен, эта светлая мысль сейчас поселилась в головах многих начальников, которые еще поторгуются с федеральным центром на новых условиях.
Это не просто раскол элит, это новая гапоновщина. Полицейский социализм два-ноль. Только вот какая штука, и опыт собственно Гапона это подтверждает: во-первых, управляемые баррикады очень быстро становятся неуправляемыми, а, во-вторых, отечественный репрессивный аппарат слишком глуп, чтобы осознать эту концепцию. Он и идею второй партии власти, «СР», не смог понять — слишком сложно было, непонятно, куда вступать, чтобы получше. Куда уж до таких хитросплетений. Вот идея «бей всех, кто бузит» весьма понятна. И, видимо, ее будут претворять в жизнь, подливая масла в огонь. Возможно, начнут прямо с РГТЭУ. С них станется.
Фото: Александр Вильф/ РИА Новости