
Последние законодательные инициативы видных депутатов, правительства и самого президента в сфере миграции заставляют задуматься: что бы это значило?
С одной стороны, руководством страны в целом осознанно значение миграции для России. Отсюда и внимание к этой проблеме, которое весь последний год демонстрирует президент.
Это и его предвыборная статья, посвященная вопросам межнациональных отношений, российской идентичности и миграции. Это и Госсовет с аналогичной тематикой. И наконец, принятие концепции миграционной политики. С другой стороны, миграционные законопроекты слабо увязываются с упомянутой концепцией. Они, сами же по себе, не являются ни основополагающими, ни революционными, и вообще не оказывают серьезного влияния на миграционные процессы и межнациональные отношения.
То есть, по-прежнему, за исключением небольшого периода 2005−2007 годов, российская миграционная политика без руля и ветрил несется по огромным российским просторам, подобно пиратской шхуне, бороздящей океанские просторы с трудноуправляемой командой и «никаким» капитаном.
В концепции совершенно определенно заявлено, что без миграции России не обойтись ни при каком варианте развития страны, будь то инерционный или инновационный пути. В концепции достаточно четко обозначены ориентиры реформирования и модернизации миграционной политики. Это, прежде всего, выстраивание прозрачных, понятных механизмов по управлению миграционными потоками на основе современного цивилизованного подхода — с учетом демократических стандартов и принципов гуманизма. Иными словами, эта политика должна быть с человеческим лицом, опираться не только на административный ресурс, но и использовать гибкие рыночные механизмы. Обязательно включить в этот процесс и гражданское общество. Что же происходит в жизни?
Вместо проведения кропотливой работы по обновлению законодательства совместно с экспертным сообществом и общественными организациями по обновлению законодательства, и выработки конкретных мероприятий по реализации концепции, проведению институциональных преобразований, инфраструктурной модернизации, мы опять обращаемся к ставшим уже универсальными методам решения всех проблем — силовым.
Эксперты, гражданское общество — отодвинуты, и вновь как и раньше все решается в тени чиновничьих кабинетов. Под прикрытием красивых слов ФМС пытается вернуть прописку. Другими словами, ФМС практически полностью перерождается в паспортно-визовую службу, Минтруд сосредотачивает свое внимание исключительно на российских гражданах, воздвигая на пути легальных, подчеркиваю — легальных иностранных работников непреодолимые преграды. И это при безвизовом въезде со странами СНГ миллионов гастарбайтеров!
В то же время, законопроекты, так или иначе претендующие на совершенствование миграционной политики, посыпались как из рога изобилия. Депутаты Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая и Александр Хинштейн предлагают внести поправки в ряд законов, регулирующих миграционную сферу. В частности, предлагается установить запрет на въезд для мигрантов которые имеют непогашенную судимость или неснятую судимость за совершенное в России умышленное преступление, либо для тех, кто был осужден.
Так же запрет накладывается на мигрантов, которые использовали в России подложные документы или на тех, кто уклонился от уплаты налогов или административного штрафа, а так же погашения расходов по выдворению за пределы страны. Правда для последних въезд все же будет открыт в случае компенсации долговых обязательств за выдворение, в полном объеме. В то же время, депутаты пытаются с помощью своего законопроекта решить проблему так называемых «резиновых квартир». В этой части поправки ограничивают возможности собственников жилья для предоставления жилого помещения. Депутаты предлагают осуществлять регистрацию иностранных граждан при соблюдении «учетной нормы» площади жилого помещения на одного человека. В последние дни уходящего года президент внес поправки к закону «О праве граждан РФ, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), ужесточающие санкции, как для граждан которые живут не по месту регистрации, так и для владельцев жилья, а так же для должностных и юридических лиц осуществляющих деятельность по незаконной регистрации граждан.
Самому жильцу нарушение будет грозить штрафом от 2 тыс. до 3 тыс. руб., а в Москве и Санкт-Петербурге — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Значительная доля ответственности будет возложена и за нарушение правил регистрации на хозяев жилья: для граждан штрафы составят от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а для юридических лиц — от 250 тыс. до 750 тыс. руб. (в городах федерального значения — от 5 тыс. до 7 тыс. руб. и от 300 тыс. до 800 тыс. руб. соответственно).
В Уголовный кодекс предложено ввести наказание за «фиктивную регистрацию или постановку на миграционный учет как для граждан России, так и для иностранных граждан» — штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., принудительные работы до трех лет или даже лишение свободы до трех лет. Лицо, совершившее преступление, будет освобождено от уголовной ответственности, если «способствовало раскрытию преступления».
В январе текущего года Правительство внесло в Госдуму РФ законопроект о внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Предусматривается, что допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующим субъектами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
При этом вводится запрет на наём «высококвалифицированных иностранных специалистов, которые занимаются обслуживанием покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей». Исключения составят сотрудники, занимающие руководящие посты или выполняющие координацию торговли.
Кроме этого, право формирования квоты и ее распределения будет определяться в соответствие с правилами утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти (сейчас эти правила утверждаются Правительством РФ).
Вот такие законы призваны регулировать миграцию в России. И ведь все решения стремятся к простоте. Казалось бы что плохого в простоте решений? Но здесь простота не для эффективности решения проблемы миграции, как внешней, так и внутренней, весьма и весьма, кстати, сложной, а для чего то другого. Для начала, что бы успокоить начальников. В последние время звучит все больше голосов, причем, как из числа консерваторов, так и либералов, с требованием запретить миграцию, да и дело с концом!
Тут простота — враг анализа. В этой чрезмерной простоте мы перестали понимать суть самого предмета, а видим нечто фантастическое, самими нами выдуманное. Таким образом, происходит оторванность применяемых мер от действительно происходящих в мире явлений. И взгляд наш все упрощается, и все регуляторы пытаемся свести к полицейской дубинке. Как- то у нас повелось: чуть возникает проблема, мы призываем не специалистов, а полицейских, прокуроров или следователей.
Теперь давайте рассмотрим конкретные предложения содержащиеся в законодательных инициативах.
Предложения Яровой — Хинштейна.
Авторы закона не учли, что существуют право на воссоединение с семьей, а также запреты на дискриминацию. Предложенные запреты не дадут эффекта еще и потому, что основной поток мигрантов прибывает из стран СНГ, с которыми у России установлен безвизовый режим. Более того, как показывает практика, этот запрет будет обходится с легкостью. Ведь ни что не мешает мигранту получить новый паспорт и поменять фамилию в своей стране, тем более что власти к этому относятся с «пониманием». Более того статья 26 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» позволяет миграционной службе решать вопрос о въезде индивидуально. Жесткий запрет, должен применяться против конкретного человека, а не в отношении целой категории граждан.
Ставить регистрацию в зависимость от размера жилой площади, это возврат к советской прописке. Необходимо отметить, что такой порядок существовал до 2006 г. и он привел к огромному количеству нелегальных мигрантов. Это обусловлено тем, что в России слишком мал жилой фонд (более 10 млн. граждан России не обеспечены надлежащим жильем), и практически полностью отсутствует цивилизованный рынок съемного жилья. И именно по этому законодатель в 2006 году попытался разорвать связь акта регистрации с жильем. С этой целью была введена дефиниция «миграционный учет», предусматривающая уведомительный порядок регистрации и не зависящая от жилья вообще. Данная мера привела к резкому выходу мигрантов из тени. Количество зарегистрированных мигрантов после принятия закона увеличилось практически в два раза!
Поправки президента.
Из всего миграционного пакета это, пожалуй, самые интересные законодательные инициативы. Вольно или невольно, глава государства заявил, что у нас не существует эффективной национальной системы учета движения людей, как собственных граждан, так и мигрантов.
Де факто, он признает, что попытки построить такую систему на основе современных технологий потерпели неудачу. Госрегистр населения 90-х годов, система персонального учета населения, действовавшая с конца 90-х до начала 2000-х, Центральный банк данных по учету иностранных граждан, работающий с 2005 года по наше время, и Государственная информационная система миграционного учета, существующая с 2007 года, фактически не решают поставленных задач. Иначе, зачем все эти нововведения?
Обидно, что Россия не смогла решить такую не очень сложную задачу, в отличие от Литвы и Молдавии, не говоря уже о более развитых странах. Более того, отсутствие национальной системы учета населения и мониторинга за его движением во многом снижает ценность введения биометрических заграничных паспортов: этот документ можно получить по поддельному внутреннему паспорту.
Ситуация складывается удивительная. Весь мир, в том числе и наша страна, стремительно меняется. Если взять за точку отсчета середину 80-х мы живем уже в 3-ей стране. Поменялось все: Конституция, политическое и экономическое устройство, идеология, психология людей. Железный занавес давно рухнул. Потоки внешней и внутренней миграции увеличились на порядок. Граница между нами Казахстаном и Белоруссией практически прозрачна. Мы же по прежнему держимся за старый механизм прописки, уже полностью изживший себя и никак не подходящий современным условиям.
Обратим внимание на заключение правительства:
«Законопроектом не закрепляется порядок выявления органами регистрационного учета факта регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания без фактической возможности временного проживания в жилом помещении, а так же факта непроживания в жилом помещении лица зарегистрированного в нем по месту пребывания либо по месту жительства, и не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение данного порядка».
Вспомним заявление директора ФМС К. Ромодановского, сделанное им в начале года. Он заявил о необходимости введения некого реестра лиц не проживающих по месту регистрации более трех месяцев.
А если рассматривать ситуацию в контексте предложений В. Путина о запрете чиновникам иметь собственность и счета за рубежом, взятого им курса на деоффшоризацию экономики и попытку дисциплинировать элиты, можно сделать довольно неожиданный вывод. Эта норма, возможно, является первым шагом по практическому воплощению этих идей. Как следует из вышесказанного, данный законопроект не содержит механизмов и процедур, позволяющих эффективно, в рамках закона, применять его к обычным небогатым гражданам. Но зато данный законопроект позволяет отчетливо выявить и зафиксировать граждан натурализовавшихся или предпринимающих попытки натурализоваться за рубежом и имеющих, как правило там, финансовые интересы.
К сожалению, как и любой закон, он заживет собственной жизнью. Сотрудники правоохранительных органов и ФМС, вероятно, попытаются извлечь для себя максимальную «пользу», что безусловно доставит массу хлопот обычным гражданам.
Предложения Правительства.
Суть закона отражается в двух положениях:
— запрет на наём «высококвалифицированных иностранных специалистов, которые занимаются обслуживанием покупателей в процессе розничной торговли.
— право формирования квот и их распределения будут определяться в соответствии с правилами утвержденными уполномоченным органом исполнительной власти.
По сути, это отражает попытку раздела сфер влияния между группами интересантов в ФМС и Минтруде. Идет борьба за лакомый кусок- китайский торговцы на рынках, возможность единоличного определения и распределения квот на работников-мигрантов. По-видимому, достигнута договоренность, китайцев контролирует ФМС, а приезжих из Средней Азии Минтруд.
Вячеслав Поставнин — президент Фонда «Миграция ХХI век», в недавнем прошлом заместитель директора Федеральной миграционной службы.
Фото: Илья Питалев/ РИА Новости