Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
1 апреля 2013 11:37

На вечнозелёную евротему

Константин Крылов о цивилизационной принадлежности России

111

В очередной раз наткнулся на дурацкий спор о том, что такое «Европа» и входит ли в неё Россия, а также Греция и ещё кто-то недостаточно соответствующий высоким стандартам.

А как на самом деле? А на самом деле вот как.

Всякое название и особенно самоназвание — это название СТОРОНЫ ДОЛГОГО КОНФЛИКТА. Или союза (так как союз есть разрешённый или предотвращённый конфликт). Так или иначе, имя даётся, чтобы не путать своих и чужих, ну и чтобы всякие посторонние не путали [1]. Никакого другого смысла «как-то называться» просто нет [2].

В этом смысле имя «Европа» появляется и становится значимым только рядом с другими именами. Двумя другими именами, если быть точным.

Первое, самое очевидное — Азия. Которая понимается как нечто противостоящее Европе, причём не только в военном, но и в политическом, и в культурном плане, и через это, собственно, определяемая. То есть «Азия» — это все те (и всё то), кто (что) угрожает Европе с Востока.

Второе имя — Африка (точнее, Ливия — Египет — Африка), то есть пространство, уже завоёванное Азией (и оттянувшее на себя часть сил азиатов), которое является законной добычей Европы, желанным призом и источником ресурсов (начиная от египетского хлеба в древности и кончая африканскими рабами в Новое время). Впрочем, за Африку тоже пришлось повоевать с теми же финикийцами, то есть азиатами-семитами, захватившими часть африканского побережья. С ними воевали всерьёз, и тут не нужно читать римских историков, достаточно посмотреть на то, как сейчас воспринимается карфагенский символ опрокинутого лунного серпа (как рога, ага). Но это была именно «битва с Азией за Африку», а не битва с Африкой [3].

Так или иначе — как минимум, со времён Гекатея Милетского — картинка была именно такой: Азия занимает треть мира, в ней доминируют Персия и Индия. Африка занимает другую треть, её сердца — Египет и Финикия. Европа находится над ними (во всех смыслах), у неё тоже два естественных центра — греческий и италийский. Так или иначе, Азия и Африка образуют основание треугольника, вершиной которого является Европа.

В этом смысле «настоящая Европа» — это та часть земли, которая протянулась вдоль Средиземного Моря, так, чтобы «за морем» лежала и ждала Африка, а с юго-востока бычилась Азия. Вне этой картинки само слово «Европа» большого смысла вообще-то не имеет.

Однако ситуация медленно, но верно менялась, а точнее — «идеализировалась» и «снималась» в гегелевском смысле слова. То есть «Европа», «Азия» и «Африка» всё больше отклеивались от «географии как таковой». В какой-то момент слово «Европа» стало обозначать «христианский мир», а потом — «клуб стран — обладательниц колоний».

Сейчас «Европа» — это прежде всего определённая система отношений и стандартов, связанных в основном не с географическими, а расовыми, национальными и культурными факторами. Так же, как и «Азия» с «Африкой».

Географический фактор при этом смысла не утратил, потому что страны располагаются всё-таки на земле. Просто для всякого претендента на европейскость нужно каждый раз указывать, кто для него «Азия» и где у него «Африка».

И что характерно — сейчас Россия стремительно африканизируется, в самом сущностном смысле. Сейчас мы полностью подобны Нигерии (а по некоторым параметрам Нигерии проигрываем с разгромнейшим счётом, например, в области образования и культуры), и только русские ещё несколько мешают. А так мы становимся новой Африкой для всего мира, и прежде всего для бывшей Азии, которая, наоборот, стремительно европеизируется.

Конечно, всё могло бы быть и по-другому. И даже сейчас ещё может. Но это уж как повезёт. Обычно русским не везёт, причём как-то гротескно не везёт: «счастья нет от слова совсем». Ибо боженька нас ну совсем-совсем не любит.

Впрочем, это уже совсем другая история.

[1] Скажем, народы, живущие в изоляции — или в мире с окружающими народами — обычно не придумывают себе названия, а называют себя просто «люди». Если начинаются какие-то проблемы, скажем, с общением, то называют себя «говорящими», а остальных — «немыми» или «бубукающими». Как русское «словянин — немец» или греческое «антропос — барбарос».

На самом деле и русское «человек» означает то же — «членораздельно говорящий» (тут я согласен с Е. Рабинович).

[2] На этом основано наше представление о том, что «у всего есть своя противоположность». Это не логическая истина, а политическая. Впрочем, логика и есть политика «в снятом виде» (так же как и физика, например: физические процессы можно рассматривать как «своеобразный вариант» процессов политических, а вот обратное невозможно).

[3] Любопытно всё же, до какой же степени Англия является отражением Карфагена. И проявилось это не только в истории колонизации, торговой политике или опоре на флот, но и, скажем, в том, что мрамор из Юлии Карфаго украшают Кентерберийский собор.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня