Мнения
8 июля 2013 11:52

Псковский старец

Игорь Свинаренко: третья беседа с фронтовиком отцом Александром

3328

Вниманию читателя предлагается третья часть беседы Игоря Свинаренко с отцом Александром. Предыдущие части — здесь и здесь.

— Отец Александр! Вот я все не могу остыть. На территории Святой, как вы говорите, Руси в 1981 году моего товарища посадили в тюрьму — за то, что мы под его руководством печатали Евангелие (и прочую христианскую литературу). Нормальная история? Какая-то она не сильно святая получается, страна-то.

-Достоевский, когда писал роман «Бесы» — он писал, конечно, про коммунистическое движение.

— Блестящий роман.

— Да, блестящий. Вот именно. Там сказано: «Будем поедать друг друга, чтобы не было скучно». Достоевский не был бы Достоевским и «Братьев Карамазовых» бы не написал, если бы он не пережил столько, если бы каждый герой не жил в нем. Он через себя каждого героя пропускал, понимаете? И поэтому он стал не только писателем, — он стал пророком.

— Да, книга «Бесы» — это, конечно, пророчество. Не назовешь это по-другому.

— Да. Там, помнишь, учитель умирающий просит читать Евангелие. Ему читают про бесов. И он говорит: «Бесы — то есть это свиньи, в которых вошли бесы — это будущая наша Россия. В русский народ войдут бесы, и он пойдет по пути прогресса, развития, науки, его будут призывать — вперед, вперед, вперед! И перед собой люди не заметят пропасти, и упадут, разобьются, потонут».

— И что — это то, что уже было? Или то, что еще предстоит?

— Я думаю, что это и было, и будет. Да! Это каша уже заварена, да не съедена вся.

— То есть хорошего не ждать нам?

— Хорошего не будет в России…

— Да, да, я сам часто про это думаю. Но, с другой стороны, Россия так хорошо еще никогда не жила, как сейчас! (И некоторые на этом основании говорят — вот видите, какой Путин хороший, это же благодаря ему).

— Лучше — по деньгам, по еде? Но толку не будет, если мы не достигнем истины — той истины, которая Богом будет благословлена. Помню, я приехал как-то в Калининград, уже священником. 62-й или 63-й год. Собрались мои старые знакомые, которые помнили меня по старым временам, и устроили в честь моего приезда, знаете, праздник, как бы. Мне задали вопрос: «Батюшка, а как насчет коммунизма? Мы построим его, этот коммунизм? Что вообще это такое, что мы строим?» Я говорю: «Когда женщина беременная, она уже заранее покупает пустышку для ребеночка. Да. И вот эта пустышка — она и есть коммунизм. И чтобы вы не плакали, эта пустышка положена вам в рот, сосите сколько угодно и получайте удовольствие». Они были очень довольны этим ответом.

Пока о. Александр рассказывал про старца, описанного Федором Михалычем, мне пришел в голову вопрос:

— Скажите, а есть же у Вас духовник? Надо же, положено.

— А вот буду избирать себе духовников, — он кивает на меня.

— Да что же вы так надо мной смеетесь. Издеваетесь просто. Не первый раз уже причем! Я грешен. Сам не знаю, как жить, — куда ж еще учить кого-то.

— Грешен? И духовник бывает грешен.

— Хорошая шутка, насчет меня. Одобряю. Я вижу, Вы владеете словом. И чувством юмора.

— Знаете, я учусь от людей. Хочу их понять. Стараюсь и Вас понять. Ваше прошлое увидеть, и настоящее, и заглянуть в будущее. Да, все это для меня — приоткрытая дверь. Я рад, что вы оказались на моем горизонте.

— На горизонте… Я даже за столом у Вас оказался! Вот щей поел, вкусные, кстати, а теперь торт ем у Вас с чаем.

— Это не случайность. То, что вы пришли сюда. Это не желание одного человека. Это Божье благословение. Да, я считаю, что это воля Божия — побывать вам у меня.

— Хочу вас спросить про то, что беспокоит людей, что обсуждают. Газеты пишут, что Патриарх наш живет богато, квартира у него роскошная, епископы ездят на мерседесах, миллионы там транжирятся. И об этом пишут. Это все для чего — небось, вы скажете, чтобы опорочить, видимо, православие? Что это провокация?

— Я хочу сказать, Игорек, что мы с тобой никогда не увлекались миллионами и миллиардами. Нет! В богатстве я никогда не видел ценности… Лучше поплакать оттого, что люди не понимают этого так, как я понимаю. Миллионы, богатство, дачи, санатории — это все мне не нужно. Мои годы уже большие…

— Вот меня еще такая вещь очень интересует: в чем же таком Вы провинились, что Вас сослали в Псковскую область, в дальнюю деревню?

— В Псковскую область меня послал Господь. Если бы сослали, то ты бы не приехал бы, Игорек, ко мне.

— Ну к Пушкину же приезжали в ссылку в эти края.

— К Пушкину — приезжали. Но в то время…

— Вас все-таки хотели убрать куда подальше.

— Да, хотели убрать.

— Расскажите, в чем же Вы провинились, и как это все было?

— Я очень много писал — и посылал статьи в «Комсомольскую правду» и другие газеты, в журнал «Наука и религия», но — они не публиковали. А ко мне приезжали то и дело какие-то люди — то ли корреспонденты, то ли КГБ-шники и расспрашивали: кто я, откуда… Я с ними разговаривал. Они уезжали от меня друзьями.

— А что вы писали-то?

— Вот я сейчас могу тебе, Игорек, прочитать один текст, сохранилась одна копия, это я посылал в «Сельскую жизнь». Про целебный источник, там больные брали воду — так дали указание уничтожить источник бульдозером. Приехал бульдозер, перекопал там все, а получилось вот что: вместо одного источника стало два.

— Да это прям притча! «Бульдозер и источник». Интересно…

— Так вот, они напечатали статью про этот случай, я ее прочитал и послал им свое письмо. А у меня вот остался черновик: «Уважаемый редактор… я не намерен защищать свойство святости воды из источника, так как необыкновенность воды обнаружилась при анализе научно-исследовательского института. Что может быть плохого или зазорного для больного человека — съездить на источник воды, выпить ее или искупаться в ней? Но зарывать бульдозером такие источники — это сплошной позор и глупость… Внутренние запросы души человека у некоторых так велики, что личный опыт… важнее, нежели вычислительные машины. Я не собираюсь фанатически обожествлять источник, но что Бог создал мир и жизнь, об этом скажет научная гипотеза. Из ничего ничто не происходит. И нет действия без причины. Это аксиома. И как бы ни ушла далеко в своем прогрессивном ходе развития наука, и как бы ни были велики открытия и ссылки на случайные, но удачные сочетания атомов — жизнь и материя во многом остаются неразрешенной. Что такое материя, присущие ей силы? Откуда произошла материя и вошла в русло гармонического своего бытия? Откуда появилась жизнь с прекрасно одаренными превосходствами человека? Откуда появились свойственные нам чувства любви, свободы? Какова цель и назначение вышеизложенного? Через призму кратковременной жизни невозможно ответить на эти вопросы. Да и страшновато. Ибо смерть с собою уносит все — человека, жизнь. И умаляет прогрессивные планы, превращая их не только в призрак красоты, но и мучительного страха. Пусть Бог непостижим и необъясним, но он через Христа принес на землю идею вечности и воскресенья. На пространстве многовековой истории никто умнее не придумал и не сказал, что может взамен мне дать вся, вместе взятая, цивилизованная прогрессивная наука? Чем она может заменить мою веру в вечность и величие Христа? Разве тем — ешь, пей, веселись, бери от жизни то, что тебе нравится… Но этого мне никто не даст. Но если бы дал, то тоска и томление по вечности и жизни не были бы убиты. Вот почему идут и пойдут люди в поисках внутренней свободы и правды своей ошибочной кратковременной жизни может быть через святую воду, потому что они тоскуют по первопричине своего бытия. Они тоскуют, ищут идеал, которого мы называем премудрый Бог. Сотворивший вселенную и как любящий нас искупил через Христа, открыв нам свободный доступ к вечности. По учению диалектики, противоположности сходятся. Да, я тоже верю, что мы сойдемся только у подножия креста Христова. И обретем у него помощь Бога данного, желанную истину. Я не как научный сотрудник, а как путешественник кратковременной жизни, изложил скромные взгляды на вселенную и жизнь. За многие годы зрело во мне мое мировоззрение, через которое я дерзнул высказать по поводу вашей статьи, товарищ А. Логинов, с уважением к Вам служитель церкви Христа А. Михайлов».

— Ну что, сильно.

Я беру в руку вырезку из газеты, там статья «Купите святой водицы», с попыткой обличить религиозные предрассудки. Автор — некто Логинов. На обратной стороне вырезки — речь Брежнева. Давно это было!

— Интересно, и где же у нас товарищ Брежнев? Куда он делся?

— Там где-то есть…

— И, значит, за такие вот ваши сочинения услали вас из-под Москвы — вот сюда.

— Да. Служил я раньше в Ярославской области, в Ростовском районе, недалеко от мест Сергия Радонежского. В Москву ездил, бывал у знакомых. Люди собирались, я выступал перед ними. Много пришлось говорить. Думаю, в некоторых местах записаны все мои речи. Они через компьютер пропущены.

— Да, я видел проповеди некоторые Ваши в интернете. Но, наверное, не все.

— Нет, не все, конечно. Наверное, не пришло время для всех. Да и достаточно того, что есть, и то хорошо. Ведь труд мой во славу Божию, да! Сделать человека новым, прекрасным, честным, порядочным — вот моя цель. Чтобы он знал Бога! И знал Бога, и любил его. В своих проповедях я иногда рассказываю и про свою жизнь. Когда я демобилизовался, в 1950 году, то поселился деревне. Автобусы тогда не ходили в тех местах. И приходилось мне идти пешком 45 км до церкви, чтоб помолиться. Приду, бывало — а церковь пустая. Я начинал хандрить из-за этого. Менялась, понимаете, вся психологическая картина душевного состояния моего. Но я говорил: «Господи, я это делаю потому, что хочу любить тебя! И ты, Господи, дай мне любви, сколько ты можешь дать, сколько может вместить моя душа. Дай мне этой любви. А когда я твоей буду любить тебя, я буду любить и людей твоей любовью. Да, я буду жить во славу твою! Вот. Спаситель говорил, что хорошее дерево приносит хорошие плоды. Плохое дерево приносит плохие плоды. Человека Христос сравнил с деревом. Так что вот…

— Хорошо. Но для чего же еще нужна Всевышнему слава через Вас, если он и так владеет всем миром? Добавит это ему что-то? Насколько это ему нужно?

— Эта слава, с одной стороны, спасение мое — так открывается передо мной вечность, открывается новая жизнь передо мною. А славы этой хватит всем. Вот в Евангелии написано про человека, который был восхИщен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку пересказать. Так мне говорили — батюшка, как так, до третьего неба? Да, я говорю, там может быть и седьмое есть небо. Мы ничего не знаем об этом.

— Что это значит? Почему — невозможно?

— Потому что это красота невместимая. Как Моисей говорил: «Господи, покажи мне лице твое!» А Господь сказал: «Невозможно человеку видеть лице мое и оставаться в живых. Благодать моя пройдет около тебя». И была эта благодать. И Моисей затрепетал от благоговейного, высшего страха какого-то. Не боязни уже, а любви.

— А часто ли Вам доводиться испытать вот то, что Вы называете благодать?

— Конечно.

— Каждый день?

— Да, это моя духовная пища. Без этой благодати вся ценность, которая окружает меня и ценность, которая находится при мне, она — ничто.

— Опишите это для людей, которые не понимают это. Как описать, что такое благодать?

— Благодать… Много спрашивали про это и Серафима Саровского, и других людей.

— Теперь вот, видите, и вас спрашивают.

— Благодать — это вещь необыкновенная. Это сила благодатная, от Бога нисходящая к человеку. Человек, он не достоин, не в силах, может быть, понять эту благодать. Но она не может по просьбе человека исходить. Вот как получилось с Моисеем, — он чуть бы не потерял свою жизнь.

-То есть благодать — это сила, чувство силы?

— Конечно! Все в силе находится…

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Герман Садулаев

Писатель, член КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня