
Для стороннего наблюдателя, осведомленного, тем не менее, об особенностях деловой культуры как российских олигархов, так и белорусских властей, история с арестом в Минске главы «Уралкалия» и председателя наблюдательного совета Белорусской калийной компании (трейдера, через которого «Уралкалий» и «Беларуськалий» должны были продавать свою продукцию) Владислава Баумгертнера представляется вполне прозрачной.
Если права российская сторона, поведение белорусских властей кажется иррациональным.
Если же правы белорусы — действия, в которых обвиняют «Уралкалий», становятся знакомыми до дрожи. Суть обвинений проста: установив контроль за трейдером, представители российского олигарха стали ограничивать продажу через него продукции своего партнера, стремясь поставить его на грань банкротства, чтобы затем купить, сломав сопротивление белорусского государства (а в идеале - еще и купить дешево).
Захват активов через установление контроля за сбытом — стандартная для 90-х схема (хотя Керимов, надо отдать ему должное, принадлежит даже не к цивилизованной, а к наиболее цивилизованной части российских олигархов). Однако в Белоруссии, в отличие от России, низка коррупция: менеджеры и чиновники не стали работать во вред своему предприятию и государству, сделка сломалась, «Белкалий» начал продавать продукцию помимо трейдера, надобность в нем отпала, и от него отказался сам «Уралкалий».
Казалось бы, «спор хозяйствующих субъектов», как пошутил в свое время Путин, закончился, — забудьте. Однако в Белоруссии, опять-таки в отличие от России, есть закон (даже трудно представить, на сколько бы лет сел там тот же Сердюков, или те же подмосковные прокуроры — герои «игорного дела») — и нанесенный ущерб надо компенсировать.
Конечно, арест топ-менеджера, приехавшего на встречу с премьер-министром, сразу же после этой встречи, производит сильное впечатление (недаром взвился в протестах российский либеральный клан), — однако не только топ-менеджеры, как бы близко они ни стояли к олигархам, ни даже сами по себе олигархи отнюдь не пользуются дипломатической неприкосновенностью, а для поимки предполагаемого преступника, как известно, дозволено многое.
Главный вопрос сложившейся ситуации, как ни странно, находится вне России и Белоруссии. Это — реакция Запада.
Если в нем возобладает застарелая ненависть к Лукашенко, — все в принципе останется по-прежнему: тому не привыкать, а российские олигархи смогут обойтись возвратом меньшей части нанесенного ущерба.
Если же на Западе победит клокочущая ненависть к Путину, внешнеполитические позиции России ухудшатся, а вероятность дестабилизации социально-политической ситуации существенно вырастет. Нынешняя истерия вокруг «гомофобии» (при которой слова известной спортсменки о том, что она поддерживает закон против навязывания гомосексуализма детям, переводятся на английский как то, что она считает, что гомосексуалистов надо преследовать) покажется тогда детским пикником на лужайке.
Это реальный риск, возникший в результате задержания в Минске г-на Баумгертена.
Автор — директор Института проблем глобализации, д.э.н., издатель журнала «Свободная мысль» (до 1991 — «Коммунист»)
Фото: Павел Лисицын/ РИА Новости