Появление его связано не с тем, что художники стали как-то особенно злы, а с тем, что с чувствами современного человека больше и делать-то нечего: они проявляются только тогда, когда их задевают, а задевают их теперь только оскобления, всё остальное «не трогает».
Разумеется, в первую очередь задеваются те чувства, которые проще задеть. В начале существования совриска это было чувство приличия и здравый смысл (то есть способность понимания как таковая). Поэтому ранние произведения были демонстративно непонятны — вплоть до того, что не считывались как произведения искусства вообще — и неприличны. Особенно успешны были творения, которые обладали обоими этими свойствами одновременно — почему известный «Фонтан» или «Г… художника» и оказались в дамках.
Сейчас, однако, оба этих чувства покрылись такой коркой, что её не пробить. Люди устало согласились с тем, что их выставляют дураками и показывают им задницу. И никакая выставка фотографий анусов их уже не всколыхнёт. Особенно в России, где люди «всякое повидали».
С другой стороны, какие-то вкусы у людей остались. Например, вкус к масскульту. Но оскорблять его бессмысленно: любое оскорбление масскультовых объектов является частью самого же масскульта и проходит по категории «пародия» и «йумор». Смеяться над Бэтменом бестолку.
Что у людей осталось? Ненависть — глухая, задавленная — к политкорректности, к фемнизму, евреям, неграм, антифе, и прочим привилегированным группам, которым разрешено мучить, унижать и всячески терроризировать несчастного обывателя (морально раздавленного «белого шовинистического свина»). Над этой ненавистью и можно посмеиваться «современным искусственным образом». Хотя это уже вторичное действие: одни мучают и унижают (собирая самый сок и самую сметанку удовольствия от этого процесса), другие смеются над бессильной ненавистью измученных и униженных (а это уже обрат). Но всё-таки вкусное тут есть, к тому же за это платят. В России совриск на этом и сосредоточен, с поправкой на издевательства конкретно над русскими чувствами. И в этом смысле он более прогрессивен, чем западный — где ещё чувство приличия ещё не отмерло до конца и упомянутая выставка анусов ещё может кого-то задеть.
Так что мы опять мы впереди планеты всей, да.
Фото: EPA/ИТАР-ТАСС