Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
23 ноября 2013 15:55

Шерлок Холмс: иллюзия разумности мира

Наталия Курчатова о новом отечественном фильме о героях Артура Конана Дойла

10291

На этой неделе на телеканале «Россия» состоялась одна из самых ожидаемых (хоть и с долей сомнения) премьер года. Зрителям был представлен новый отечественный телефильм о приключениях Шерлока Холмса и доктора Уотсона.

Истории Конан Дойла о великом детективе и его друге и биографе во всем мире лидируют по числу кино- и телевоплощений, оставляя позади и фольклорные легенды вроде сказаний о Робин Гуде, и большинство авторских сюжетов, и вариации на тему жизни и свершений исторических личностей. Первый экранный Шерлок Холмс — ровесник XX века — появился в 1900 году. Это была немая лента Артура Марвина «Sherlock Holmes Baffled» («Шерлок Холмс озадачен»), которая не имела непосредственной связи ни с одним из рассказов Конан Дойла — они в то время активно создавались и печатались; так, «Собака Баскервилей» появилась лишь парой лет позже. Из экранных портретов тандема можно составить впечатляющую галерею; свои Холмсы и Уотсоны были в Британии, США, СССР, Дании, Японии, Германской империи и даже в Третьем Рейхе. В иных особенно «шерлоканутых» странах — к ним, помимо Англии и США, можно причислить Германию и СССР, начиная с 1970-х, пара Холмс-Уотсон становилась еще и своего рода зеркалом эпохи. Для нашего зрителя это наиболее очевидно на примере всенародно любимой, хоть и не единственной советской интерпретации режиссера Игоря Масленникова с блистательным дуэтом Ливанова-Соломина в главных ролях. Первая история этой серии «Знакомство. Кровавая надпись» вышла на экраны в 1979-м, на излете так называемого «застоя» — эпохи, которую не раз называли «советским викторианством»: вечный генсек на троне, стабильность внутри страны и колониальные войны за ее пределами. Впереди, правда, уже отсвечивало несколько иное будущее, поэтому фильмы Масленникова пропитаны своего рода пророческой ностальгией — такой вот оксюморон. Показательно, что последний из канонических фильмов цикла появился в 1986-м — «Двадцатый век начинается» он назывался. Для страны же в этот момент начинался не просто новый век, а новый исторический отсчет.

Большая дерзость — снимать новую российскую версию на фоне твердо закрепившихся в сознании нашего зрителя образов Холмса-Ливанова с его джентльменским изяществом и хрипотцой и Ватсона-Соломина с усами и добряцкой улыбкой. Как бы то ни было, к появлению этого фильма располагала новая волна шерлокомании, или шерлокомагии, пришедшая с Запада. За последние четыре года появилось аж три успешных адаптации: «голливудские» полнометражные фильмы режиссера Гая Ричи (Роберт Дауни младший-Джад Лоу), телефильм BBC «Шерлок», созданный сценаристами Моффатом и Гэттисом (Камбербатч-Фриман в главных ролях) и американский сериал «Элементарно» (Джонни Ли Миллер — Люси Лиу). Все три новых проекта экспериментальны, каждый в своем роде: фильмы Гая Ричи переносят акцент с игры ума на экшн, в «Шерлоке» герои Конан Дойла живут и действуют в Лондоне XXI века, в «Элементарно» повторили тот же ход, усугубив его: история перенесена в современный Нью-Йорк, а доктор Уотсон — леди азиатского происхождения, опекающая Холмса-неврастеника.

Выпендриться на этом фоне было ох как непросто. Убегая от Конан Дойла, век спустя авторы новых фильмов неминуемо попадают в кино-штампы многочисленных предшественников — большая часть экранизаций, так или иначе, снята не буквально, а именно что по мотивам. Телефильм Масленникова, к примеру, один из наиболее, удивитесь, оригинальных — наверное, свою роль сыграл как традиционный для нас литературоцентризм, так и «железный занавес», освобождающий от зеркального ряда ассоциаций. Так, накануне написания статьи пересматривая каноническую ленту 1945-го года «Женщина в зеленом» с Бэзилом Рэтбоуном и Найджелом Брюсом, я очень смеялась, обнаружив в этом фильме источник почти прямой цитаты из «рейхенбахской» серии «Шерлока» BBC с визитом профессора Мориарти.

Трейлер нового российского «Шерлока Холмса», надо сказать, вызывал скорее ироническую реакцию: кадры а-ля Гай Ричи, Михаил Боярский в роли инспектора Лестрейда и странный Холмс в исполнении Игоря Петренко, кажется, претендующего на тип харизмы Камбербатча, но более напоминающий интеллигентного бомбиста из какой-нибудь «Народной воли». Винегрет, одним словом. Тем приятнее было ошибиться.

После первых восьми серий и четырех историй (впереди еще столько же) можно сказать, что кино скорее получилось. По-видимому, создатели исходили настолько же из желаемого, насколько из возможного. Имея прекрасного (к сожалению, ныне покойного) артиста Андрея Панина в роли доктора Уотсона и милого, одаренного, чрезвычайно старательного Игоря Петренко, сняли историю с поправкой не на современность (как в «Шерлоке» BBC), не на кинематографическую моду (как в фильмах Гая Ричи), не на советский эталон (слава Богу!), а на реальность. Подход оказался по-хорошему неожиданным. В новом фильме доктор Уотсон является явным лидером в тандеме: не менее, если не более наблюдателен, учит Холмса приемам бокса, и, вообще говоря, именно он в доме курит трубку. Строго говоря, подобная расстановка ролей выглядит даже достовернее, чем в историях Конан Дойла. Доктор Уотсон и в каноне немногим старше Холмса годами, но существенно опытнее: медицинское образование плюс военный опыт в Афганистане. Холмс — странный, пусть и одаренный молодой человек 25−30-ти лет. Уотсон с его боксом, револьвером и практической сметкой — не только биограф и соратник, но и старший друг, и ангел-хранитель гения. Последнее, правда, пока не очевидно, и это самое досадное упущение фильма. И у Конан Дойла, и практически во всех интерпретациях, Холмс — феномен, в этом один из основных секретов притягательности образа. Даже Уотсон в исполнении Мартина Фримана, называя своего друга Шерлока-Камбербатча «доставучим козлом», если не крепче, продолжает им восхищаться. Холмс в версии Петренко бесконечно трогает, но пока не восхищает: он похож на породистого щенка, которому еще учиться и учиться. Впрочем, это еще не конец — в том же фильме BBC характер Шерлока от первого ко второму сезону существенно прогрессировал, а ведь у Панина-Петренко впереди еще добрая половина истории.

Но есть и моменты, проваленные, похоже, системно. Первый — форсированная актерская игра. Почему артисты при любом удобном и неудобном случае срываются на крик и сверхактивную жестикуляцию? Не говоря даже о фетишизированной английской сдержанности — выглядит это чаще всего как свидетельство актерской (или режиссерской) беспомощности. Thanks God, это ТВ: многие вещи можно показать игрой на крупных планах; где же они, эти выразительные крупные планы, которые поклонники потом будут разбирать на гифки в интернете? Второй: почти полностью провалены женские образы, в том числе пресловутая единственная любовь Холмса — Ирен Адлер. Как таинственна была Лариса Соловьева в роли Ирен у Масленникова, как великолепна Лара Пулвер — доминатрикс в «Скандале в Белгравии» в «Шерлоке» BBC, и вот нам показывают Лянку Грыу в образе даже не дамы полусвета, а девочки из викторианского эскорт-агентства. Скука! — как сказал бы Холмс. И зачем отличную актрису Дапкунайте (миссис Хадсон) заставили постоянно говорить разную астрологическую чушь и бегать с веником? Это что, недоверие к зрителю? Мы что, с одного-двух раз не поймем, что миссис Хадсон зависает на гороскопах и любит порядок? А еще — почему Лестрейд-Боярский всегда оказывается близ места преступления одновременно с Холмсом? У них что, телепатическая связь налажена? После гороскопов миссис Хадсон ничему уже не удивишься.

Впрочем, все это — скорее по части викторианского ворчания у камина. Кино получилось, это неожиданно и приятно. Потому что история про Шерлока Холмса и доктора Уотсона, на самом деле — это история про нарушенный и счастливо восстановленный порядок вещей. Европейского человека эта история сопровождает уже более столетия: я помню, как на дедовской даче в Эстонии во второй половине 80-х мы после бадминтона в саду собирались у старого телека на очередной фильм. Выходили на охоту разные преступники, не дремал криминальный гений Мориарти, но заканчивалось все победой если не истины, то практического добра. Двадцать с лишним лет спустя, переживая уже личную драму и беспорядок, я гоняла на ноутбуке «Шерлока» BBC, который так же убеждал меня в том, что стоит всего лишь быть разумной, наблюдательной и упрямой, и, так или иначе, все встанет на свои места. Подобную иллюзию — иллюзию во всех отношениях полезную — транслирует и новый российский телефильм. Мы ведь так нуждаемся в ней — именно сегодня, именно сейчас, когда, похоже, очередной период благословенного «застоя» подходит к концу.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Новиков

Первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам

Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня