Сегодня я очень часто слышу от людей, являющимися противниками «евромайдана», как на Украине, так и в России, простой вопрос: «Почему медлит Янукович?». Имеется в виду, медлит с разгоном «майдана». И все с разной степенью разочарованности констатируют, что Янукович политик слабый, неспособный на решительные действия. Некоторые и вовсе обвиняют его в трусости и лизоблюдстве перед Западом, который, дескать, будет очень недоволен силовым решением вопроса.
Однако те, кто ждет от президента Украины решительных действий и немедленно, явно весьма примитивно понимают сегодняшнюю ситуацию на Украине в частности, равно как и тонкости политической игры в этой стране в целом. Думаю, прежде чем давать оценки действиям Януковича, необходимо все-таки разобраться в сути ситуации, в которой он оказался.
Первое, о чем не стоит забывать, что за страна ему досталась во властвование. Украина — это искусственно созданный геополитический проект, который мог быть единым организмом только в составе империи. В условиях независимости, все противоречия, которые происходят из этой искусственности, неминуемо всплывают наружу. Ну, не могут рагуль с Запада и русскоязычный житель Новороссии быть одной политической нацией, разные у них политические интересы, как ни крути. И если первые годы самостийности, Украина еще могла существовать в качестве нейтрального единого целого, то сейчас, когда она фактически превратилась в буфер между втягивающимися в новое противостояние Востоком и Западом, ей приходится делать однозначный геополитический выбор. И выбор этот у востока и запада Украины очевидно разный. То есть, надо признать, что Януковичу досталась весьма тяжелая страна, экономически и геополитически несостоявшаяся как государство, фактически failed-state. И времена тоже очень непростые.
Второе: следует помнить, что Янукович победил в 2010-м не потому, что он такой замечательный, и его все любили. А потому, что на Украине не было, нет и не будет в ближайшей обозримой перспективе каких-либо харизматичных политиков, способных стать альтернативой. Невероятно харизматичным политиком была Юлия Тимошенко, но она прочно ассоциировалась у большинства с «оранжевым» режимом, который за предыдущие пять лет успел изрядно достать всех. Она пролетела. А Янукович победил. Только потому, что больше некому было.
Годы шли, ничего хорошего в стране не происходило, если не сказать наоборот, и даже тот политический багаж, что был у президента изначально, начал теряться, причем, в последние годы особенно стремительно. Януковича начинали потихоньку ненавидеть даже те, кто видел в нем защиту от агрессивных поползновений фашизма с запада. Тем более, что своих обещаний перед русскоязычным избирателем тот фактически не выполнил. Одним словом, шансы Януковича не переизбрание в 2015-м неуклонно снижались.
Видимо, тут очень удобно подвернулась под руку тема с «евроассоциацией», за которую и ухватилась украинская власть. Понимала ли она, что за слова надо отвечать, и собиралась ли «евроассоциироваться» на деле — сейчас это уже вопрос десятый. Важно, что разговоры о «евроассоциации» позволили миллионам украинцев на время забыть о своих внутренних проблемах и радостно хавать сказки о сытой и счастливой европейской жизни.
Параллельно с этим Янукович решал другие вопросы, связанные с перспективами его второго срока: подыскивал себе подходящего соперника. По всем опросам выходило, что выиграть сразу у него не получится никак, значит, нужен был соперник, который бы напугал избирателя и вновь сделал бы выборы безальтернативными. На роль этого соперника был избран лидер профашистской «Свободы» Тягнибок, политик, действительно способный до икоты напугать не только русскоязычный юго-восток, но и умеренный центр, а также олигархов известной национальности, которые были бы лишены возможности даже подумать на тему: «А не найти ли нам нового „галерного раба“ на княжение в стольном Киеве?» Пересказывать эту историю о том, как украинская власть растила Франкенштейна, посадив реальных штурмовиков, которыми брезговали даже их правые собратья на Западе, в кресла Верховной Рады, я не буду — об этом итак много написано.
В итоге осенью прошлого года Украина пришла к тому, что за слова отвечать все-таки надо, и пресловутую «евроассоциацию» надо либо подписывать, либо нет. Подпиши Янукович этот кабальный документ, и стал бы он «козлом отпущения» за все экономические катаклизмы, которые «евроассоциация» принесла бы Украине в кратчайшие сроки. И тогда можно было бы попрощаться даже с теоретической возможностью переизбраться в 2015-м. И президент пошел ва-банк.
В идеале было бы вновь поступить по принципу «и вашим, и нашим» — протянуть максимально время и подписать таки этот злосчастный документ, заставив избирателей выдать себе мандат на его реализацию в ближайшие пять лет. Но не тут- то было: оппозиция взбунтовалась в прямом смысле слова, и вот уже два месяца Киев напоминает зону боевых действий. И вроде жаловаться глупо: сами эту оппозицию холили-лелеяли, сами закрывали глаза на существование в стране незаконных военизированных отрядов, на их боевую подготовку, на выезд украинских исламистов в Сирию для получения боевого опыта, сами же разгоняли и сажали пророссийских политиков. Одним словом, за что боролись…
Понимал ли это Янукович, когда принимал решение отложить подписание? Конечно, понимал. Но уж больно не хотелось расплачиваться за первые же неудачные всходы этой «евроассоциации», да и манили перспективы вкусных российских денег. И вот тут-то и появилась возможность решить проблему с оппозицией и зачистить политическое поле перед переизбранием в 2015-м.
Можно было сразу поступить с «майданом» как Лукашенко, или, что, еще круче — как Назарбаев. Но тогда он бы автоматически терял легитимность и шансы на хотя бы внешне законное переизбрание — пришлось бы становиться диктатором. А это в такой взрывоопасной стране, как Украина может быть чревато. Да и Запад вожделенный, где к тому же хранят деньги украинские олигархи, от которых зависит и его, Януковича, судьба, не одобрит. И даже Россия вряд ли по головке погладит. А позволить метастазам «майдана» безнаказанно прорастать по всей стране — это пусть медленное, но самоубийство.
Сам ли собой тут представился выход, или все было задумано заранее — опять же дело десятое. Разгон 30 ноября был необходим, но именно относительно мягкий разгон, без жертв и применения в последствие каких-либо репрессивных мер. Но достаточно жесткий для того, чтобы разозлить оппозицию. Янукович ведь не зря побывал в местах не столь отдаленных — там учат выживать. Итак, сначала на улицы вышел возмущенный «неоправданно жестким» разгоном народ. Конечно, уже тогда на полную мощь работала западная пропагандистская машина, «майдан» активно подпитывался деньгами, а «революционеры» со всего запада страны ехали целыми факультетами и трудовыми коллективами. О лозунгах евроинтеграции все быстро забыли, целью «майдана» стало свержение власти. Что, как мне кажется, власти и было нужно.
Постепенно возможности для нахождения компромисса терялись, позиции сторон становились все более непримиримыми. Теперь оппозиции, которая пока еще контролировала улицу, нужна была только смена власти, этого от них ждали как заокеанские спонсоры, так и народ на площади. Нужно было довести градус напряженности до предела. Постепенно «майдан» радикализировался, так как время шло, а власть складывать полномочия не хотела. К тому же, периодически провоцировала оппозицию при помощи «титушек», уголовных дел против активистов. И как апофеоз — «законы 16 января», принимать которые в такой обстановке - все равно, что махать красной тряпкой перед носом быка. Так поступают либо опытные тореадоры, либо самоубийцы.
Янукович не похож на самоубийцу. Зато его игра в поддавки с оппозицией выдает профессионального игрока. И «драконовские законы» сделали свое дело: пролилась кровь, в Киеве бушуют самые натуральные бои, боевики захватывают не только правительственные здания, но и заложников, убит милиционер. А в итоге достигнуты две цели. Во-первых, оппозиция окончательно утратила контроль над «улицей», и инициатива перешла в руки «полевых командиров», а попросту говоря, бандитов. Во-вторых, теперь эту картинку можно смело показывать Западу, вопрошая: кого вы защищаете?
Ликвидировать «майдан» силой два месяца назад означало для президента выбор из двух «зол»: введение диктатуры или распад страны. Первое бы окончательно рассорило Януковича с Западом, да и неизвестно еще, сколько бы продержалась такая диктатура. Второе… в, общем, тоже плохо, ведь Януковичу хочется оставаться президентом единой страны, а даже в гипотетической независимой Новороссии он имел бы мало шансов встать у руля — уж больно его ненавидят даже там.
Выход один — разыграть тот же сценарий, что и планировалось на выборах 2015-го года — «плохой Янукович» против «страшных-ужасных фашистов». Только не на выборах, а на баррикадах, со стрельбой, пожарами, трупами и всем полагающимся по сценарию. Такая победа будет даже прочнее, даже легитимнее как в глазах народа, так и в глазах мирового сообщества.
Теперь отступать Януковичу точно некуда — в случае победы «майдана» его совершенно точно ждет судьба Каддафи. Так что стараться победить Виктор Федорович будет очень хорошо. А тем, кто сейчас на передовой, на баррикадах, могу сказать одно: расслабьтесь, все идет по плану. Через какое-то время вы в этом убедитесь. Жаль только, не все могут дожить…