Павел Святенков (и не только он) обратил внимание на еще одну дырку в новом законе. Гражданство по упрощенной схеме могут получать носители языка, чьи предки постоянно проживали на территориях… да, это мы помним, вокруг этого и шло основное бодание… либо же — сами постоянно проживающие на территории РФ.
Постоянное проживание, по нашему законодательству — это от полугода.
Таким образом получается, что, хотя таджики и узбеки, основной предмет нашего беспокойства, и не смогут получать гражданство массово и автоматически, как предполагала первая редакция — все же это им будет достаточно легко. Легально приехав сюда и легально прожив здесь больше полугода, гость из Средней Азии уже сможет подавать на гражданство.
Как, впрочем, и русский из ближнего зарубежья, не имевший предков в «коренной» России (это, видимо, наиболее актуально для русских с Украины), и украинец, и белорус.
Здесь, на мой взгляд, мы уже сталкиваемся не с багом или чьим-то злым умыслом, а с системной ошибкой, с которой и борьба нужна системная — периодическими протестными кампаниями против какой-нибудь формулировки тут не обойдешься.
Смотрите сами. Представим себе абстрактное государство X, гражданином которого хочет стать абстрактный гражданин Y. Если он переехал в страну X, живет там, работает (или его семья там работает), свободно говорит на языке X — вполне справедливо, чтобы ему получить гражданство было попроще, чем какому-нибудь непонятному Z, который в X никогда не был, не собирается, языка не знает и вообще непонятно, зачем ему это нужно.
Теперь заменим X на Россию, Y на русского из Донецка или из северного Казахстана. Справедливо это для него? Нет, по-хорошему, для него это слишком мало! Зачем ему переезжать и бегать по инстанциям, оформляя себе вид на жительство, зачем подтверждать свое знание языка, зачем ждать? Да он только к дверям консульства подойдет — и чиновники должны ему навстречу выбежать с поклоном и поднести российский паспорт на серебряном подносе! Так, по-хорошему.
Во всяком случае, нет сомнений, что русские из ближнего зарубежья должны получать гражданство по максимально упрощенной схеме, если вообще не автоматически.
Теперь представим, что Y — это финн. Или болгарин. Или еще какой-нибудь абстрактный иностранец. В общем, приехал человек (допустим, по работе) к нам, и ему вдруг понравилось. Живет себе, не тужит, пельмени наворачивает, в проруби купается, по-русски говорит уже не хуже нас с вами. И захотел получить российское гражданство. Разрешить? А почему нет? Упрощенное гражданство для него — вариант не обязательный, но вполне допустимый.
А теперь, дорогие товарищи, представим, что Y — это трудовой мигрант из солнечной республики Узбекистан…
Совсем другое дело, правда?
И проблема тут — уже не в неверно сформулированных условиях, в которых достаточно пару слов исправить. Условия-то нормальные. Просто рассчитаны они на «иностранцев вообще». Без учета некоторых особенных иностранцев, с которыми есть проблемы.
Здесь мы упираемся в системный дефект нынешней российской национальной политики. Она ведется без учета того, что есть разные народы, и представителей одних народов (русские, восточные славяне, другие коренные) мы в качестве граждан приветствуем, к другим относимся нейтрально, а вот третьи en masse для нас в качестве граждан нежелательны. От них много проблем. И необходимо, как минимум, не облегчать им задачу. Именно им. И именно сейчас.
Отсутствует дифференцированный подход к разным претендентам на гражданство. Не по формальным признакам (сколько прожил в России, знает ли русский язык), а по тому, к какой общности данный человек принадлежит и какое отношение эта общность имеет к России.
Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин