29 лет назад, в мае 1985 года, М. Горбачев на встрече с партактивом Ленинградского горкома КПСС впервые употребил слово «перестройка». Слово это вошло во все языки мира, как впоследствии и другой горбачевский хит — «гласность».
Дети перестройки, те, кто был рождён между 1985 и 1991 годами, успели вырасти. Я один из них.
От многих знакомых, которые постарше, часто слышу жалобы, мол, где ваше поколение, что-то вы молчите, почему-то вы пассивные.
Знаете, а мы такие, наверное, и есть. Нас так научили.
Мы ведь немного экспериментальные. Мы были рождены во время огромного эксперимента над страной, и эта карма нас преследует.
А самочувствие подопытных лабораторных животных напрямую зависит от целей и задач эксперимента. Нам их не объяснили. Поэтому мы на всякий случай решили сделать вид, что мы участвуем, а сами — себе на уме. Мало ли что?
А то окажется как в песне Бориса Гребенщикова: «И нас снова ведут, и снова не скажут куда».
Мы прошли всё этапы и все форматы: аудиокассеты, VHS, CD, DVD, mp3; переход на 12 бальную систему оценок на Украине и ЕГЭ в России, отмену и частичный возврат школьной формы; рефераты, написанные от руки, набранные на компьютере, скачанные из интернета, оформленные в видео презентации.
Мы помним первые мобильники в школе, первые попытки говорит «про это» на уроках ОБЖ, первые попытки отменить прививки, первые, идущие вразрез с генеральной линией, слова учителей — «в Союзе не всё было так плохо».
Наше детство было наполнено рекламой всего и вся — дистанционное управление и кнопочка «выключить звук» была не у всех, приходилось смотреть.
Мы застали советские телевизоры. По ним нам показывали американские боевики, бомбёжки Югославии, войну в Ираке и Афганистане — что на экране выглядело явлениями примерно одного порядка. По телевизору ещё шли советские фильмы. Только их почему-то смотреть было не модно. А ещё в нашем детстве было много разговоров о свободе вперемешку с периодами лёгкой голодухи из-за задержек зарплат, размышлений о социальной ответственности бизнеса и бандитизме, проявлений толерантности и национального оскорбления.
В нашем детстве были тамагочи, йо-йо, жёлтые радуги, липкие, немного противные лизуны, маленькие модели автомобилей; у девчонок были куклы Синди, Барби, Кены, и большие игрушечные дома в которых всё было по фэн-шуй.
Мы были ещё детьми или подростками, когда весь мир пережил миллениум.
Мы тоже волновались, но не очень сильно.
В отличие от нынешних подростков, мы смотрели телевизор, все смогут вспомнить «Чип и Дейл», «Дикую розу», «Угадай мелодию», «Слабое звено», «Про это», «Последний герой», «За стеклом», «Дом-1,2». И вот опять круг замыкается на «Угадай мелодии». Цикличность сплошного телевидения.
Были ещё сериалы, много сериалов.
Наше детство прошло в эпоху до возрастных ограничений на просмотр телепрограмм.
КВН вот, оказывается, только после 16 можно смотреть.
Мы смотрели намного раньше, мы не знали, что нельзя.
Нас убеждали, что вот мы вырастим, и как евреи Моисея, которые не жили при египтянах, построим светлое будущее. С новым взглядом на мир в стране больших возможностей.
И, вообще, не жизнь будет, а малина.
Мы соскребали в карманах мелочь, подсчитывая в школьной столовке: хватит только на чай или даже на чай с булкой и думали: «Куда уж лучше? И так всё замечательно».
Поколения семидесятых, восьмидесятых учили любить тёртые джинсы. Мы без джинсов себя уже не мыслили.
Когда-то одна преподавательница на лекции сказала встать всем тем, на ком были надеты джинсы, чтобы наглядно продемонстрировать последствия вестернизации.
А ещё в университете нас учили отплёвываться при слове «совок», хотя мы при нём даже не успели пожить.
В одном украинском университете нам говорили, что мы — цыплята Екатерины второй, потому что мы говорили по-русски.
Мы считали количество цыплят в аудитории — выходило больше половины — и думали о том, как же всё-таки немка так умудрилась насолить будущей независимой Украине.
Поколение отвлечённого внимания? Ньюсмейкеры находятся за рубежом. Мы хорошо умеем потреблять: новый телефон, новый планшет, новый конец света.
А ещё мы умеем комментировать, рассуждать, размышлять.
Только вот беда — темы нам подсовывают, а не мы сами их генерируем.
" - Знаешь, сколько оперативы они поставили в новую модель?
— 4 гигабайта!
— Ничего себе!"
Мы, наверное, боимся мира, нам сложно из хаоса создавать космос. Нас учили подстраиваться под жизнь, а не менять её.
Мы будем ждать выхода нового планшета с 4 гигабайтами. Потому что все ждут.
И так правильно.
Нас учили участвовать в эксперименте, а не создавать собственный.
Поколение зарытых талантов? Вкладывать в таланты боязно, можно прогореть. Ведь добрый хозяин может не прийти и не похвалить.
А вдруг по правилам эксперимента те, кто вложил — в пролёте?
Поэтому лучше синица в руках.
И, вообще, это не прикольно — заморачиваться. Нужно быть проще.
«После окончания школы я хочу отлично выучить иностранный и уехать из страны», — это голос нашего поколения.
" - Он был несколько часов онлайн и ничего не писал, а потом вдруг такой пишет: чем занимаешься?
— А я такая: вконтакте сижу, разве не ясно?
— А он мне такой — я тоже, и смайлик отправляет.
— А я ему такая…"
Обсуждать текстовый заменитель общения — это тоже голос нашего поколения.
Даже не голос, а текстовые знаки нашего поколения.
Мы ещё помним жизнь до социальных сетей и даже до массового персонального компьютера. Но те, кто за нами — нет.
Это наше поколение первым перестало обсуждать прочитанные книги и переключилось на новинки в сфере IT-технологий. Хотя все новинки сразу ограничивались модемным интернетом в компьютерных клубах или дома. У тех, кто постарше, уже были «пентиумы»: и первые, и вторые.
Мы — это, наверное, поколение третьих «пентиумов».
Порой кажется, что в наших головах много теории, мало практики, ещё меньше идеологии, и почти отсутствуют собственные идеи.
Ведь все правильные идеи шли в учебниках жирным шрифтом или курсивом. Нужно было просто запомнить. Запомнить, чтобы на следующий день забыть.
Главное, чтобы всё было красиво и няшно.
В эксперименте, цели и задачи которого не ясны, не важно что, важно — как.
Нам рассказывали о глобальном потеплении, об ООН и голоде в Африке. О ЕС и США, о том, почему НАТО — это друг, о партнёрстве ради мира, борьбе со СПИД и том, как славно мы все заживём лет через пятьдесят. А ещё нам рассказывали о мире во всём мире и невозможности повторении войны в Европе.
Правда, была Югославия и то, что от неё осталось. Но все дружно договорились считать это исключением.
А сейчас вот события на Украине.
И опять, как вы заметили — эксперимент.
В общем, весёлое поколение снова выиграло в лотерею весёлый билетик.
Или опять подсунули?
Фото Бориса Кавашкина /Фотохроника ТАСС/