Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
9 мая 2014 07:54

Анекдот с бородой

Леонид Мележик размышляет о песенном конкурсе «Евровидение»

16871

Выбирать нет из чего, если побеждают такие исполнители. Европейский потребитель голосует «по приколу» и, конечно, получается анекдот.

Конечно, о вкусах не спорят. Тем более о массовых. Но если посмотреть, кого выбирала Европа на песенном конкурсе Евровидение лет тридцать назад и сейчас — это, конечно, две большие разницы. И дело не только в том, что многие песни-победительницы раньше сразу становились хитами, а современные победители забываются уже через неделю.

Тогда победившие исполнители тоже считались попсой, над ними не посмеивался только ленивый. Но Удо Юргенс, группа «Абба», Селин Дион, Тото Кутуньо останутся. Да и средний уровень песен-победительниц был значительно выше.

Сейчас средний уровень неуклонно падает.

Слушатель превратился в потребителя песни. О глубине, катарсисе и сверхзадаче при таком огромном количестве зрителей и мнений говорить сложно. Но раньше композиторы и исполнители умудрялись приблизиться к этим сложным понятиям.

Сейчас история совсем другая: зацепило — не зацепило. Ещё бывает третий вариант — голосование «по приколу». Это когда не из кого выбирать. Так, наверное, победили страшненькие Лорди. И в этом году — Кончита Вурст.

Выбирать нет из кого, потому что срабатывают законы рынка: производитель экономит на себестоимости и качестве и оборачивает всё это в яркую упаковку.

Получается замкнутый круг.

Хорошая песня почему-то не появляется. Я имею ввиду песню, которую, услышав по радио, сразу вспомнишь и сможешь напеть.

Да и конкурс Евровидение задумывался как путёвка в жизнь для молодых исполнителей. А выходит так, что путёвки раздают регулярно, только исполнителям или их продюсерам они не нужны, потому что для того чтобы победить, нужно уже быть известным и знаменитым.

Исполнители получаются все яркие, громкие, друг на друга похожие, как будто из одного инкубатора. Группами типа «три мальчика» или «три девочки», или «один (одна) поёт под гитару» уже никого не удивишь. Публике нужны новые зрелища.

И когда все вокруг одинаковые, а кто-то вдруг оказывается ещё и с бородой, то, конечно, выбор очевиден.

Конечно, эпатаж звучит лучше, чем кризис жанра. Но всё смахивает именно на то, что пришёл именно кризис. Всё уже было, всё уже надоело. А давайте попробуем вот так? А, давайте.

Вспоминаются слова известного моралиста: а вы друзья, как ни садитесь…

Раньше ведь за три минуты нужно было просто умудриться хорошо пропеть под красивую и запоминающуюся музыку. То есть рассказать интересную историю (в основном любви) под красивую музыку, спев это хорошим голосом. И всё.

Потом добавили в качестве желательного, если не обязательного элемента — яркую программу. Ставка на яркое шоу оказалась выигрышной. Потом решили вкладываться ещё и в предпродажную рекламу.

В этом году если бы побеждала песня, а не шоу, то первое место, наверное, получила бы представительница Швеции. Ведь популярная песня — это своего рода приятный фон, это не политический манифест и не гимн за права тех или иных групп людей.

Это музыка, которая ненавязчиво где-то играет, пока вы сидите в кафе, едете на теплоходе или слушаете где-нибудь на природе любимую радиостанцию.

Женщина с бородой — это, наверное, прикольно. Но к такому образу совсем не испытываешь эмпатии. Что она (он) там поёт? О какой любви? Уж не борода ли помешала?

Если исполнительница Кончита Вурст ориентирована на определённую группу людей, то уж точно эта группа не составляет большинство жителей Европы.

Пелевинский вау-принцип срабатывает, но не более. После «вау» на ум приходят другие короткие слова.

А может быть, в образ женщины с вторичными половыми признаками мужчины был заложен глубокий смысл. Просто я его не понял?

Фото ИТАР-ТАСС/ Вячеслав Прокофьев

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Сергей Глазьев

Доктор экономических наук, академик РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня