Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
20 мая 2014 12:51

Скелет в шкафу

Митя Самойлов о сборнике рассказов Платона Беседина «Рёбра»

748

Рёбра это то, на чём держится мясо, а ещё защитный корсет для внутренностей. Плоть жутких, ернических, диких и часто остроумных рассказов Платона Беседина нанизана на скелет из тонких чувств, мук, сомнений, горького опыта и стремления к Богу — всё это и есть скорлупа внутреннего мира человека.

Платон Беседин силами своей писательской фантазии собрал кунсткамеру жизни молодого городского современного жителя. Здесь нашли воплощения все страхи и девиации: алкоголизм, неудачный брак, бандитские разборки, маньяки, секты, нищета, мракобесие. Беседин собрал всё самое пугающее и мерзкое, описал как свой личный опыт, пропустив через себя, выплюнул в читателя свинцовой гирей сборника «Рёбра».

Ключ к рассказам Беседина и в названии, и в деталях каждого рассказа — физиология, изъян, телесный дискомфорт. То гайморовы пазухи болят, то лёд проруби обжигает, то кто-то получает рыбой по лицу, то врождённые увечья мешают жить, то абстинентный синдром. Скрупулёзно и постоянно описываемая Бесединым физиологическая неполноценность героя — это его, авторский, способ ввести читателя в состояние неудобства, необходимое для осознания внутренней человеческой увечности и вывиха реальности в целом. А реальность такова, что деться ни в ней, ни от неё человеку некуда — кругом страх, неустроенность и горе. В реальности Беседина людей в лучшем случае не похмеляют, а в худшем — убивают. При этом герой из реальности стремится выпрыгнуть, нарушить спокойствие зловещего болота, решиться на поступок — спасает мальчишку, за которым охотятся бандиты, мстит — ошибочно — за убиенных собак, или даже пытается заразиться смертельным заболеванием. И всё тщетно. Потому что убежать от жизни получается только в такую же ещё более беспросветную жизнь. И вот на дне этой чаши отчаяния и плещется то, о чём в действительности пишет Беседин — внутренний мир человека. Бессмертная душа, божественная сущность, скрытая рёбрами повседневной действительности, и есть единственное прибежище ищущего, сомневающегося, рефлексирующего и оттого потенциально всегда несчастного человека.

Беседину иногда изменяет вкус: часть сборника, которая называется «Зёрна», состоит из не очень остроумных и порой почти школярских анекдотов, например, о провинциальной актрисе, имитировавшей оргазм.

Но у Беседина есть одно неоспоримое положительное писательское качество — вообще-то их у него много, но одно, пожалуй, основное — он, формально, проявляя наследственность постмодернистов вроде Мамлеева, на самом деле, как автор предельно искренен и честен. Он избегает иронии и двусмысленности, которые являются способом ухода автора от ответственности. Беседин пишет как есть — мир страшен, и я готов за это отвечать, потому что я — часть окружающего уродства. И в этом смысле именно Беседина можно назвать представителем новой искренности. Настоящей, а не той, что себе присвоил миленький человек Гришковец. Искренность Беседина — это обнажённые внутренности мира, вывалившееся из его — мира — распахнутых рёбер.

Последние новости
Цитаты
Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Кирилл Семенов

Политолог, исламовед

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня