
Петра Порошенко провозгласили миротворцем задолго до президентских выборов на Украине, а уж после инаугурации только что на Нобелевскую премию мира не выдвигали. Обама умудрился получить «Нобелевку» за свои миролюбивую предвыборную риторику — но у Порошенко даже риторика была вполне себе воинственной. Он всегда позиционировал себя твердым сторонником сохранения единой и неделимой Украины любой ценой, и еще в инаугурационной речи поставил главной целью украинской политики возврат Крыма.
Многие в России до сих пор считают, что понимают Порошенко. Что это клон Януковича — только с другой риторикой, проевропейской или «западенской». Внешне Порошенко мало чем отличается от Януковича — по виду это типичный украинский чиновник, да и многие российские чиновники, привыкшие к спецпитанию, так выглядят. Но внешность обманчива.
Ведь думали, что, добившись своего на выборах, Порошенко, может быть, сохранит риторику, но изменит реальную политику. Как это делают политики по всему миру, в том числе и в самой России.
Ведь и в России патриотическая риторика часто используется теми или иными деятелями лишь для повышения градуса общественной поддержки. А дальше полученной властью распоряжаются в интересах узкой группы элиты, у которой своя повестка дня. Например, приватизация еще оставшихся лакомых кусков и распил госбюджета.
Для этой группы элиты совершенно неважно, какая используется риторика — лишь бы сохранить власть и влияние, и продолжать и дальше их монетизировать.
Возможно, какие-то круги в России рассчитывали — и до сих пор рассчитывают — на то, что с Украиной можно продолжать «бизнес как обычно». Как это было в девяностые и двухтысячные: они будут изображать дружбу и сотрудничество, а мы будем в обмен закрывать глаза на воровство газа. Последние, совсем не воинственные, заявления по газу из Москвы можно вполне интерпретировать как намек на возможность продолжения старой практики.
Реальная проблема в том, что так больше не получится. Во-первых, Соединенные Штаты уже достаточно четко включили Украину в сферу своих жизненных интересов, и у тамошних политиков степеней свободы резко поубавилось.
Во-вторых, и в самой России, на мой взгляд, заканчивается эпоха, когда возможно было говорить одно, а делать совсем другое. Говорить о патриотизме и, к примеру, о развитии Чукотки, чтобы получить индульгенцию на то, что тебя действительно интересует — на легализацию капиталов, полученных сомнительным путем, в Великобритании. Становится все сложнее служить и нашим, и вашим. Если коротко: кто осмелится поддерживать возвращение Крыма, имея дом в Майами?
Наступает новая эпоха, когда то, что работало раньше, уже не работает. Поэтому не ждите, что у Порошенко вырастут голубиные крылья.
Фото: EPA / ИТАР-ТАСС