Ни разорванные тела женщин и детей, ни гуманитарная катастрофа в Луганске, когда сообщалось, что люди вычерпывают последнюю воду из городских фонтанов, ни сотни тысяч беженцев, покинувших Донбасс — ни один из этих чудовищных фактов не всполошил российскую либеральную общественность так, как проход здоровых и невредимых украинских пленных по улицам Донецка.
Взбудоражились и киевская власть: какие эмоциональные слова тотчас посыпались - «антигуманный акт», «отвратительное событие»… Так охарактеризовало эту прогулку украинское Минобороны.
«Невозможно назвать организаторов этого отвратительного события людьми, и невозможно понять, что они хотели показать», — цитирует Интерфакс-Украина заявление силового ведомства.
«У организаторов и сторонников ДНР и ЛНР нет ничего святого», заявил источник агентства. И добавил, что «Зная цинизм террористов и российских наемников на востоке, мы не можем исключать, что в роли пленных выступали сами боевики».
Ожидаемое высказывание: «сепаратисты», как известно, «сами себя сжигают», «сами себя обстреливают», и вот теперь сами нарядились в украинских пленных и прошли под свист народа по улицам своего города.
Западные правозащитники из Human Rights Watch тоже не смолчали. Замдиректора организации Рейчел Денбер написала в своем Twitter, что «парад пленных» в Донецке является «прямым нарушением Женевской конвенции, которая содержит требование гуманного и уважительного отношения к военнопленным».
Госпоже Денбер следует для начала напомнить: Киев с самого начала категорически отказался ввести на официальном уровне термин «война», предпочитая называть свои действия «антитеррористической операцией». Это было необходимо украинской стороне для того, чтобы как раз-таки не церемонится с пленными, и вообще не придерживаться никаких правил ведения войны, зафиксированных в международных правовых актах. Украинское руководство надеялось закатать регион под видом «борьбы с терроризмом» в кровавый рулет: ведь с «террористами» и их «пособниками» можно не церемониться.
С другой стороны, признать тот факт, что идет настоящая война и против киевского режима поднялся весь Донбасс, а не только группировки «сепаратистов», Киев не мог, до последнего цепляясь за миф о единой Украине. Это признание подкосило бы самые основы украинской пропаганды и поставило бы вопрос об отделении Новороссии на совершенно иной уровень. Если вы так много вещаете о собственной независимости от России, то почему бы в таком случае и самим в свою очередь не предоставить свободу ДНР и ЛНР? Ради чего умирают украинские солдаты, если единой Украины в ее вчерашних границах все равно не существует более? Наверное, даже в умах, отравленных украинской пропагандой, могли бы зашевелиться сомнения в успехе данной затеи: как-никак, огромный, густонаселенный регион насильно на кровавом поводке утянуть за собой к радостям евроинтеграции едва ли возможно, учитывая упадок украинской экономики и разруху в армии.
Потому все это время украинская пропаганда пестовала легенду о неких «террористах», которые затесались среди лояльного Украине населения. Ничего, что это население украинские снаряды убивали гораздо чаще, чем самих ополченцев.
Марш пленных украинских военных по Донецку разозлил Киев по очень простой причине: мир обошли кадры, на которых ясно видно, что местное население полностью разделяет взгляды и цели ополченцев. Это единое целое, один народ, который держит оборону и требует независимости.
Украина разделилась на два воюющих государства, это просто война, в самом прямом смысле этого слова, а не «контртеррористическая» операция.
И Петр Порошенко, вольно или невольно сам признал это. Во время своего выступления на день независимости Украины он произнес следующие слова:
«События последних месяцев стали для нас хоть и не объявленной, но настоящей войной. Она, возможно, так и войдет в историю как отечественная война 2014-го года, — заявил Порошенко. - Отечественная она потому, что в защиту Родины поднялись все, от мала до велика. Борьба за победу стала всенародным движением, делом всех и каждого».
Кроме того, украинский президент подчеркнул, что боевые действия под Славянском и Донецком «закалили украинскую армию» и привели к ее «второму рождению».
Разве такие пафосные слова уместны по отношению к «антитеррористической операции», проводимой на собственной территории? Нет, это риторика большой войны, ведущейся против внешнего противника.
Киев рассчитывал быстро сломить сопротивление мятежных республик. Однако операция затянулась и вместо скорой победы принесла колоссальные потери. Президент объявил всеобщую мобилизацию.
Объяснять эти вещи собственному населению проведением «антитеррористической операции» стало сложно. Понятно, что для уничтожения кучки террористов ни одна страна всеобщую мобилизацию не проводит. Отсюда — пафосные слова об «отечественной войне», как отчаянная попытка вдохнуть энтузиазм в жителей Украины.
Хунта загнала себя в порочный круг. С одной стороны, признать, что карательная операция давно переросла в масштабную войну Киеву невыгодно. Но с другой стороны, не признавать этот факт тоже не получается. При этом переименовать официально «АТО» в «отечественную войну» тоже непросто: против кого ведется эта война? Против всего населения Донецкой и Луганской областей? Тогда про какую «единую Украину» можно говорить? С Россией? А ну как Россия примет это объявление войны и действительно введет войска?
Четыре месяца подряд украинские военные обстреливают из тяжелой артиллерии города, жилые кварталы. Бьют по паркам, сбрасывают НУРСы на площади, по ночам накрывают местность фосфорными боеприпасами. Не дают мирным жителям эвакуироваться из-под обстрелов, расстреливая их прямо в гуманитарных коридорах. Похищают, пытают журналистов. Украинские националисты сожгли заживо людей в Доме Профсоюзов. Киевские власти подвергают геноциду целые города, препятствуя провозу в них гуманитарной помощи и игнорируя страдания живущих в сырых подвалах без пищи, воды и медикаментов людей, мирного населения. Детей и стариков.
Но все это, конечно же, меркнет по сравнению с прогулкой украинских пленных по августовскому Донецку. Вот где ужас-то! Нарушение Женевской конвенции!
Причина, по которой киевские политики и их сторонники в России изошли желчной пеной по поводу «парада» проста: эта акция, проведенная на фоне очевидных военных успехов ополченцев, стала символом будущей победы Новороссии. Наглядно показала, во что превращается в Донбассе боевая техника украинской армии, и какая судьба ждет украинских военных, отправляемых Киевом в топку донбасской кампании.
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.