Через два года российский бизнес должен начать жить и работать как будто в новой стране — полностью честно, прозрачно, без лишних проверок, придирок и коррупции. Об этом мечтает премьер-министр Дмитрий Медведев. И не просто мечтает, но и очередную реформу затеял. Но эксперты его инициативу воспринимают со скепсисом.
«Контрольная закупка» идет к вам!
Председателю правительства Дмитрию Медведеву все хочется вписать в историю свое имя в качестве крупного либерального реформатора. Сейчас, похоже, он полностью поглощен идеей, которую на недавно прошедшем в Москве Гайдаровском экономическом форуме обозначил звучным словосочетанием «регуляторная гильотина».
Суть сводится к следующему. Медведев неожиданно выяснил, что российский бизнес находится под жесточайшим административным прессингом (доля малого и среднего бизнеса в отечественной экономике не превышает 22%). Контролирующие ведомства руководствуются нормативно-правовыми документами, которых, по словам Медведева, в России действует более девяти тысяч — многие еще со времен СССР.
Самые зарегулированные отрасли — это транспорт, промышленная безопасность, санитарно-гигиенический надзор, ветеринария и экология. Теперь все обязательные требования государства к бизнесу должны пройти инвентаризацию — она должна завершиться до 1 февраля 2020 года. Все устаревшие нормы будут отменены. Причем как заверил Медведев, работу чиновники будут вести с бизнес-объединениями, такими как Российской союз промышленников и предпринимателей (РСПП) или Торгово-промышленная палата (ТПП).
Курировать внедрение «регуляторной гильотины» будет вице-премьер — руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко. Под его руководством до 25 марта должны быть разработаны и приняты «дорожные карты» (планы мероприятий) по внедрению «регуляторной гильотины» в отдельных отраслях.
Чуйченко уже заверил, что радикальную реформу ждет и контрольно-надзорная деятельность (сейчас Госдума рассматривает новый закон, который был разработан под руководством прежнего вице-премьера Михаила Абызова). В частности, государство будет сокращать количество внеплановых проверок, которые заменят другие формы контроля.
«Это прежде всего мониторинг, а также и так называемые контрольная закупка или тайный покупатель. Представители контрольно-надзорного органа приходят, смотрят, покупают, потом проверяют, проводят анализы, если в этом есть необходимость. И если есть нарушения, то только тогда проверяющий должен идти к прокурору и получать разрешение на внеплановую проверку», — говорит Константин Чуйченко.
Дебюрократизация в России так и не состоялась
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов в прошлом году представил президенту доклад о состоянии малого бизнеса. Доклад готовился в том числе на основе опроса самих бизнесменов. 45% опрошенных сообщили, что в ходе административных проверок проверялись требования, о существовании которых бизнесмены раньше не знали.
35% уверены, что основная мотивация сотрудников контрольно-надзорных органов — это формальное выполнение должностных обязанностей и лишь 18% - выявление реальных нарушений и обеспечение безопасности граждан. То есть очевидно, что только лишь сокращением числа нормативных документов проблему административного давления на бизнес не решить. Нам нужны не новые законы, а новые чиновники, которые будут их исполнять. Согласен с этим и заместитель генерального директора Transparency International Russia* Илья Шуманов:
— Использование «регуляторной гильотины», обещанное Дмитрием Медведевым, является продолжением реформы контрольно-надзорной деятельности. Та, в свою очередь является продолжением административной реформы, — говорит Шуманов в беседе со «Свободной прессой». — Административной реформе, включавшей в себя пересмотр избыточных полномочий органов государственной власти, предшествовала дебюрократизация госаппарата, начатая еще в прошлом веке.
Однако, несмотря на объявляемое властями сокращение давления на бизнес и ограничение участия чиновников в вопросах частного сектора, на деле мы видим обратное. Монополизация крупными государственными игроками ранее принадлежащего частным игрокам рынков, расширение штата государственных регуляторов за счет вывода сотрудников в подведомственные учреждения и предприятия, ровно как сокращение открываемых предприятий в России за прошлый год говорят, по всей видимости, о неэффективности выбранной российском правительством стратегии.
Пока непонятно, сработает ли реформа
Пока что очень сдержанно оценивает антикоррупционные перспективы «регуляторной гильотины» предприниматель Александр Хуруджи, федеральный секретарь «Партии Роста»:
— Проект «регуляторной гильотины» рассчитан на два года. В идеале к концу 2020 года правительство и предприниматели должны получить прозрачные правила: кто, когда, кого и сколько раз может проверять.
Намерение благое, тем более что сейчас у нас какое-то катастрофически большое количество контрольно-надзорных мероприятий, многие из которых еще и противоречат друг другу. Получается: мы можем тебя «судить» по этому закону, а можем — вот по этому. А можем и вообще не судить — «позолоти ручку».
Сейчас правительство декларирует новую задачу: не выявлять нарушения и за них наказывать, а предотвращать. Теоретически такой подход с общим снижением числа проверок и понятные гайдлайны к каждому виду бизнеса должны привести к снижению уровня коррупции. Практически — у нас два года, чтобы понять — сработает или нет.
Коррупция — это история про две стороны. Не только про тех, кто хочет взять, но и про тех, кто желает дать. А дать у нас желают в двух случаях, как правило.
Либо это чистое преступление — взятка, откат за реальные нарушения, и здесь все понятно, надо пресекать.
Либо это так называемый «ускоритель», когда все, в общем и целом, в порядке, но нужный документ об этом чиновник обязан выдать в 30-дневный срок. А может и в течение недели. Но чтобы за неделю — надо «ускорить». Считаю, что вторую схему надо делать официальной: у тебя все в порядке и нужна ускоренная процедура выдачи документов, это стоит столько-то, через банк в пользу государства.
Новости экономики: Путин поручил Васильевой следить за зарплатой учителей
* АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».