
Месяц назад прошло награждение Национальной бизнес-премии «Топ 20 успешных бизнес-проектов», которая проводится при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и ежегодно выявляет лучших представителей бизнеса в 20 номинациях в ходе поэтапного отбора и голосования экспертного совета. Диплом в номинации «Девелопер года» получил Серикгалий Мукатаев — девелопер, основатель и генеральный директор компании М-ЛЕВЕЛ, спикер и бизнес-новатор, обладатель многочисленных профессиональных наград. Сегодня мы поговорили с ним о работе на рынке недвижимости, достижениях и планах по развитию российского девелопмента.
«СП»: Серикгалий, вы начали свой путь в сфере недвижимости в 2013 году как риелтор, сегодня вы — владелец компании, которая строит в трех регионах, обладатель многочисленных наград, спикер международных конгрессов. Расскажите, как вы к этому пришли и почему именно недвижимость?
— Я всегда говорю: дайте человеку миллион, и первое, о чем он подумает, это вложить его в недвижимость. Иметь свой дом, свою крышу над головой — мечта многих людей. Но вопрос в том, какой будет эта крыша, этот дом? Когда я начал работу в качестве риелтора, то увидел, как мало строится недвижимости, в которой хочется жить, которая была бы ориентирована на потребности клиента. Так у меня появилась цель — строить объекты для жизни.
«СП»: Один из последних реализованных объектов вашей компании — ЖК «Барселона» — оценивается экспертами как образцовый не только в регионе, но и за его пределами: проект признан лучшим малоэтажным жилым комплексом Приволжского ФО и вторым в России по версии престижного конкурса новостроек ТОП ЖК. Проект до сих пор в топе ежемесячных рейтингов портала Единый ресурс застройщиков. Благодаря чему комплекс получил такую оценку, и планируете ли брать такие же вершины с вашим новым проектом?
— Как я уже говорил ранее, основная цель моей компании — реализовывать объекты недвижимости, в которых действительно было бы комфортно жить. А жизнь начинается не с входной двери, а гораздо раньше — с подъезда, двора. Поэтому в своих проектах я уделяю большое значение потребительским качествам и не боюсь делать новое. В ЖК «Барселона» мы впервые в регионе реализовали концепцию закрытого двора-парка, запроектировали колясочные в подъездах. Благодаря этому, а также высокому качеству строительства, наш комплекс был высоко оценен профессионалами. Мы подняли планку для других застройщиков в отношении малоэтажного загородного строительства. В новом проекте — девятиэтажном авторском доме «Перовский», который мы строим в центре Оренбурга, тоже идем по пути новаторства. Так, в доме будет расположено лобби на 120 квадратных метров, спортзал и детские комнаты общего доступа для жителей. Такого еще не было в регионе. Отвечая на ваш вопрос, мы не строим «конкурсные» проекты специально, но я считаю, что важно делать свое дело хорошо и важно делать что-то новое. Нет смысла работать в девелопменте, если вам нечего привнести в эту отрасль.
«СП»: Говоря о новациях: пару лет назад вы запустили абсолютно новый для рынка проект: M-LEVEL DEVELOPMENT. Как родилась идея создать его?
— Много лет ко мне регулярно обращались начинающие девелоперы за консультацией по бизнесу. Когда я понял, что мой пример вдохновляет остальных и мне действительно есть, что сказать по данной теме, я решил создать новое направление работы, чтобы комплексно вести клиента, упаковывать его строительный бизнес, оказывать поддержку по проектному финансированию, юридическим вопросам, маркетингу и продажам. Так родился проект M-LEVEL DEVELOPMENT, к которому сразу же присоединилось несколько компаний. В моих планах масштабировать эту работу, потому что я вижу потребность рынка в ней, и вижу, что мы с командой повышаем стандарты девелопмента на рынке, помогаем распространению лучших практик, в значит, можем глобально менять отрасль в положительную сторону. Это не может не вдохновлять.
«СП»: Получается, если цели, то только глобальные?
— Отличие девелопера от застройщика заключается в том числе в масштабе деятельности. Девелопер — игрок рынка, который не просто строит объекты, а занимается комплексным развитием территории.
«СП»: Одна из ваших разработок — разделение девелопмента на девелопмент земли и объекта — как раз направлена на развитие территории, отрасли загородного строительства, если быть точнее. Расскажите подробнее.
— Действительно, в прошлом году на форуме «Наш мир» я представил коллегам доклад, в котором презентовал свою идею, как сделать продукт рынка загородной недвижимости качественнее. Она заключается в том, чтобы ввести понятие землевладельца, который возьмет на себя комплексное развитие территории, строительство инфраструктуры. И будет продавать участки на уже подготовленной территории девелоперам, которые будут строить на них дома и жилые комплексы. Это необходимо, так как современный потребитель предъявляет высокие требования к недвижимости. Ему недостаточно стандартного набора социальной инфраструктуры, включающей сады, школы, больницы. Нужны разнообразные площадки для занятий спортом, зоны рекреации. Заниматься такими вещами у девелоперов, как правило, нет возможностей и желания. Разделение девелопмента поможет решить вопрос и дать потребителю продукт, который он хочет. И судя по тому, с каким воодушевлением коллеги отреагировали на мой доклад, реализация этой идеи — вопрос времени.
«СП»: О том, что ваша работа признана профессиональным сообществом и высоко ценится, можно говорить уверенно. В 2021 году вы вошли в ТОП-8 рейтинга лидеров рынка недвижимости. Репутация — важное достижение для девелопера. Компания М-ЛЕВЕЛ известна на рынке как надежный застройщик и партнер, что в том числе подтверждено дипломом первой степени конкурса «Надежный строитель России». Насколько безупречная репутация важна для современного бизнесмена?
— Я бы сказал, что крайне важна. Высокая репутация вытекает естественным образом как результат качественной работы, ответственного отношения к своим обязанностям и уважения к клиентам и партнерам. Репутация в бизнесе — это комплексная оценка всей работы.
«СП»: Что посоветуете начинающим девелоперам?
— Работать качественно, мыслить глобально, в первую очередь, анализировать, что необходимо клиенту, какой запрос есть у рынка. Не бояться быть первым и делать новое, и присоединяться к M-LEVEL DEVELOPMENT, если нужна поддержка сильного игрока.
25 мая 2023 г.