Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Эксперт по развитию стартапов, предприниматель Кермен Наминова о стартапах и инвестиционной привлекательности России

Переход на инновационный путь предполагает решение проблем в новых отраслях экономики и имеет высокое значение для обеспечения экономического роста и развития России

1645
На фото: предприниматель, руководитель сети Суши Маркет, ILOTUS недвижимость, бренда ILOTUS текстиль, эксперт по созданию и развитию стартапов Кермен Наминова
На фото: предприниматель, руководитель сети Суши Маркет, ILOTUS недвижимость, бренда ILOTUS текстиль, эксперт по созданию и развитию стартапов Кермен Наминова

Сегодняшний собеседник «Свободной Прессы» — Кермен Наминова, предприниматель, руководитель сети Суши Маркет, ILOTUS недвижимость, бренда ILOTUS текстиль, эксперт по созданию и развитию стартапов, действующий член Московской Ассоциации предпринимателей, член жюри федеральных конкурсов, автор методик и стратегий по развитию бизнеса, автор книги «Стартапы в кризис. Отечественный и международный опыт развития бизнеса в условиях тотальной неопределенности».

«СП»: Кермен Владимировна, вы являетесь экспертом в области создания и развития бизнеса. Расскажите пожалуйста, какие факторы способствуют развитию инновационной экономики в России?

 — Последнее десятилетие идея построения инновационной экономики находится в центре внимания не только российского общества, но и многих стран во всем мире. Необходимость перехода на новый уровень развития обусловлен рядом факторов: постепенным исчерпанием экстенсивного развития, растущей напряженностью с природными ресурсами, а также значительным отставанием в технологическом развитии от ведущих стран мира.

Мы обычно используем следующие термины, определяющими инновационную экономику: «инновация», «инновационное развитие», «инновационная инфраструктура». На мой взгляд, переход на инновационный путь предполагает решение проблем в новых отраслях экономики и имеет высокое значение для обеспечения экономического роста и развития России. Инвестиционные процессы тесно связаны со многими аспектами функционирования экономической системы и, прежде всего, с развитием системы стартапов и малого предпринимательства. Изменение геополитической ситуации показало, что «мягкое» влияние кризиса на российскую экономику произошло, прежде всего, в силу развития внутреннего рынка, появления множество новых малых предприятий, которые начинали свою деятельность с нуля и добились успеха. Это показывает и мой собственный опыт. Я создала три успешных стартапа: сеть «Суши Маркет», строительную компанию «ILOTUS недвижимость» и производственное предприятие «ILOTUS текстиль».

«СП»: Одна из проблем экономики России — развитие промышленности, индустрии на качественно новом уровне, обеспечение роста стартапов. Можете ли вы рассказать, как сегодня решаются эти проблемы?

— Для того, чтобы развивать экономику, требуются устойчивые инновации и финансирование. Действительно, одним из трендов современности является развитие стартапов, рост интереса к ним. Многие считают, что развитие стартапов в современных условиях невозможно, т.к. экономика подвержена значительному давлению и переживает отчасти кризисный период. Но я не являюсь сторонником этой позиции. На мой взгляд, развитие отрасли стартапов по всем фронтам дает новый глоток воздуха экономике, обеспечивая приток инноваций. И хотя далеко не каждый стартап несет за собой эти инновации, в кризис стартапы демонстрируют наивысшую гибкость, подстраиваются под тенденции и могут гибко реагировать на новые условия, продвигая их и популяризируя отдельные концепции. От этого формируются особые перспективы решения проблем в области развития промышленности в стране.

«СП»: Кермен Владимировна, Вы являетесь автором книги «Стартапы в кризис. Отечественный и международный опыт развития бизнеса в условиях тотальной неопределенности». Расскажите, какой вклад вносит Ваша книга в решение проблем обеспечения роста стартапов?

— Действительно, совсем недавно вышла книга «Стартапы в кризис», над которой я работала около двух лет. В ней отражен мой практический опыт за эти и прошлые годы. Как свидетельствуют отзывы и рецензии, книга стала полезной как начинающим предпринимателям, так и опытным представителям бизнеса, потому что здесь изложен уникальный опыт теории и практики работы российского и зарубежного рынков. В ней я постаралась дать рекомендации, строящиеся на собственном опыте развития стартапов. Какие ошибки могут быть и какие методы и стратегии развития необходимо использовать в период кризиса? Именно такие вопросы ставятся в книге. И прочитав ее, представители бизнеса, несомненно, вынесут много полезного для себя.

Отмечу также, что книга уже используется в образовательном процессе в колледжах и высших учебных заведениях при чтении курсов по национальной экономике, менеджменту, а также специальных учебных дисциплин, таких как «Стартапы в российской экономике и за рубежом» и «Малый бизнес в индустрии».

Помимо общих проблем организации и управления развитием нового бизнеса, я провожу анализ стартапов в условиях кризиса на конкретных примерах и кейсах. Как мне кажется, удалось отразить то, как эволюционировал российский бизнес в период кризиса COVID-19. В условиях нарастающей неопределенности кризис во многом трансформировал и даже замедлил деятельность малого и среднего бизнеса. Однако переход успешных компаний к гибким формам электронной коммерции и совмещению разных форм организации позволил более или менее успешно преодолеть тяжелое время. Я придерживаюсь взгляда, что переход российской экономики на новый путь развития и формирование высокотехнологичных секторов индустрии предполагает увеличение инвестирования в стартапы, рост наукоемких проектов, широкомасштабное развитие инновационной индустрии. У России есть фундамент для перехода на новую индустриальную модель экономики: существенный научно-технический потенциал, наличие опытно-экспериментальной и промышленной базы для стартапов, богатый отечественный опыт индустриального развития. На основании этих предпосылок необходимо сформировать долгосрочную инновационно-активную модель развития. На мой взгляд, важное значение при этом будет принадлежать именно стартапам, поскольку они являются важнейшим генератором индустрии, конечно, не на уровне промышленных гигантов, но на фундаменте малого бизнеса, который часто создается и интегрируется крупными производственными компаниями. От развития этих процессов в малом бизнесе во многом будет зависеть эффективность новой индустриальной системы в стране и ее конкурентоспособность.

«СП»: Вы также являетесь автором научных статей в престижных журналах на тему развития бизнеса. Расскажите, как научное сообщество относится к теме стартапов?

— Опыт и объективные данные показывают, что сегодня происходит глобальная популяризация стартапов, в том числе в отечественной науке. Все чаще можно встретить рассуждения о проблемах, перспективах и способах развития стартап-индустрии в России, факторах, которые сдерживают реализацию текущей государственной экономической политики. И хотя некоторые авторы отождествляют стартапы с малым бизнесом, все чаще стартапы начинают рассматриваться в качестве самостоятельных ячеек бизнес-среды, и это положительный момент. В целом я также занимаюсь активной научной деятельностью. Мною написано несколько научных статей, опубликованных в журналах ВАК РФ. Статьи посвящены тематике стартапов, проблемам развития, оценки эффективности, привлечения инвесторов для развития стартапов, рекомендациям по их масштабированию, организационному развитию, алгоритмам диверсификации с учетом новых технологий, формированию кадрового потенциала. Все эти темы, на мой взгляд, значительно двигают возможности развития стартапов на новый уровень.

«СП»: Как эксперт в сфере развития бизнеса, можете ли выделить характерные препятствия на пути к обеспечению инвестиционной привлекательности стартапов в современной России?

— Инвестиционная привлекательность на мой взгляд — это категория достаточно конкретная, поскольку она раскрывает то, насколько объект инвестирования, то есть, например, рассматриваемый стартап, отвечает персональным целям инвестора и способен удовлетворить его потребности. Проект может быть потенциально инвестиционно привлекаемым, но не найти инвестиции в случае неэффективного поиска инвесторов, неправильной презентации или банальных ошибок в составлении планов. В целом инвестиционная привлекательность — это комплекс как объективных, так и субъективных факторов; конечно, инвесторы стремятся отойти в сторону сугубо объективных оценок, но не всегда удается это сделать. Например, на инвестиционной привлекательности сказывается текущая обстановка в экономике, сопряженные с ней риски, риски самого проекта при его потенциальной доходности, и многие другие условия. И хотя факторы инвестиционной привлекательности довольно конкретны и объективны, в зависимости от инвестора или компании, они могут интерпретироваться достаточно субъективно. Яркий пример — толерантность к риску. Чем выше толерантность инвестора к риску, тем в более рисковые проекты он готов вкладывать, и это также будет отражать инвестиционную привлекательность.

Однако в среде стартапов я могу лично выделить некоторые трудности, которые в значительной степени не столько снижают инвестиционную привлекательность, сколько определяют проблемы в её типовом измерении. На характеристики стартапа и уровне его инвестиционной привлекательности сказываются факторы с бизнес-идеей, сроками реализации, квалификацией команды, её ресурсами и этапом реализации стартапа, перспективах роста, конечных целях стартапа и многих других условиях. Этих условий настолько много, и она всегда настолько разные, что инвесторам порой проще отказаться от идеи инвестирования в стартап, нежели осуществлять их сравнение. Именно поэтому важно, чтобы команда стартапа могла презентовать стартап и четко по полочкам разложить все идеи, раскрыть проблемы и риски. Причем проработке последних, как и вопросам финансирования, перспектив стартапа, стоит уделять особое внимание.

Резюмируя скажу, что препятствиями на пути к к обеспечению инвестиционной привлекательности стартапов в современной России становятся факторы инвестиционной среды и бизнес-климата, уровень доступности капитала, поведенческие стратегии инвесторов, характерные особенности непосредственно самих стартапов. В комплексе все эти факторы оказывают существенное влияние на инвестиционную привлекательность всей индустрии.

«СП»: Вы являетесь действительным членом Московской ассоциации предпринимателей с 2019 г., чтобы вступить в данную ассоциацию необходимо соответствовать ряду требований, расскажите пожалуйста поподробнее о задачах ассоциации и требованиях к ее членам.

— С 2019 года я являюсь действительным членом Московской ассоциации предпринимателей. Интересно, что ассоциация — одна из первых общественных организаций России в сфере предпринимательства и бизнеса, она была основана еще в 1989 году. Ассоциация помогает предпринимателям, прежде всего, в развитии нового бизнеса — продвижении заказов, привлечении инвестиций, оказывает консалтинговые, аудиторские, юридические услуги, организует стажировки и обучение и т. д. В настоящее время ассоциация является организацией федерального и международного уровня, в нее входят руководители компаний и бизнесмены более, чем из пятидесяти регионов России. Отделения и представительства ассоциации работают не только в России, но также в США, Китае, Швейцарии и других странах.

Для того, чтобы получить членство в Ассоциации, нужно выполнить ряд открытых и, вместе с тем, жестких требований и обладать целым набором профессиональных качеств. Прежде всего, это опыт ведения собственного бизнеса и опыт руководителя в течение нескольких лет. Вторым важным требованием является наличие собственных эффективных разработок и исследовательских методик в сфере бизнеса.

В ассоциации я занимаюсь разработкой стратегии по формированию новой, органичной предпринимательской среды и поддержке институтов ее развития. Как юрист по образованию, веду общественную работу с субъектами малого и среднего предпринимательства города Москвы и регионов России, инфраструктурами поддержки бизнеса, некоммерческими объединениями. Интересна также работа в Общественной приемной ассоциации, здесь мы тесно сотрудничаем с штабом по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, который был создан по инициативе мэра города Москвы С.С. Собянина.

«СП»: Вы — постоянный член жюри на федеральных конкурсах «Лидер высоких технологий» и «Лидер промышленности». В состав жюри конкурса входят авторитетные члены сообщества. Расскажите о своей экспертной деятельности, и как вам удалось стать членом жюри.

— Ежегодно я участвую в жюри предпринимательских конкурсов. Хотела бы рассказать о всероссийский конкурс для предприятий промышленности и инноваций «Лидер промышленности» и «Лидер высоких технологий», которые ведут свою историю еще с 1990-х годов. В настоящее время конкурсы представляют собой оценку успешных и социально-значимых проектов, касающихся развития малых и средних предприятий.

Жюри формируется из экспертов национального уровня в различных областях ведения бизнеса, а также представителей общественных объединений и инфраструктур поддержки предпринимателей. Все члены жюри — высококлассные специалисты в сферах управления бизнесом, имеют авторские методики и научные труды по многим аспектам ведения и развития предпринимательской деятельности, располагают многочисленными публикациями в журналах.

С точки зрения организации проведения экспертной работы, необходимо также отметить, что Председателем жюри конкурса является С.И. Морозов, первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по региональной политике и местному самоуправлению. Членами жюри на постоянной основе являются такие авторитетные и известные в нашей стране эксперты, как В.М. Кононов В.М. — депутат Государственной думы, Н. Каро — руководитель исследовательского центра бренд-менеджмента и технологий; А.В. Шаронов А.В. президент Московской школы управления «Сколково»; И.О. Бухаров И.О. — президент Федерации рестораторов и отельеров России; С.Г. Поляков — генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Моя же практическая работа предполагает экспертизу конкурсных материалов участников конкурса, определение и утверждение списка участников по соответствующим номинациям, определение победителей. Главный критерий — предпринимательский дух, способность создавать и воплощать плодотворные бизнес-идеи, умение ставить стратегические и тактические цели, стимулировать культуру инноваций в компании. В рамках конкурса интересны также традиционные панельные дискуссии. Они посвящены основным направлениям поддержки отечественных производителей.

«СП»: Расскажите о своем управленческом опыте, благотворительности, может быть, о секретах лидерства?

— Вы спросили о лидерстве? Я хотела бы более подробно рассказать о своей деятельности по созданию и комплексному развитию сети «Суши Маркет». Практически с нуля удалось создать систему управления и администрирования, организовать рекламу, построить каналы взаимодействия с клиентами, дизайн, систему качества обслуживания, расширить ассортимент. Я начала с непосредственного руководства кухней, бухгалтерией, вспомогательными службами. В результате компании «Суши Маркет» удалось увеличить объем сбыта более, чем в 7 раз, количество посетителей до нескольких тысяч, ассортимент меню расширился пятикратно. Но что важнее количественных показателей, повысилась узнаваемость торговой марки, сформировалась основа качественной системы обслуживания, возникла финансовая стабильность и независимость.

Еще одной руководящей должностью стала деятельность в строительной компании «ILOTUS». Моя роль в данной компании была связана с процессами гораздо более сложными, чем простое управление. Они потребовали от меня высокий уровень анализа подчиненных и контрагентов. Это и подбор оптимальных материалов, формирование комплексных проектов коттеджной застройки, планировочные работы. В результате строительной компании «ILOTUS» удалось достичь заметных производственных и финансовых показателей: строительные площади расширились более, чем в 3 раза, численность занятых работников возросла на 400%; прибыль компании увеличилась в 1,5 раза. При этом удалось внедрить новейшую технику и высококачественные материалы, новые концепции строительства, расширить рынок.

В 2020 году, в период пандемии коронавируса, мною было создано текстильное предприятие «ILOTUS». Достаточно быстро были налажены производственные процессы, сформирована эффективная система мотивации и стимулирования труда, создан слаженный коллектив талантливых мастеров. В результате предприятие смогло в короткие сроки начать производство готовой текстильной продукции. В наиболее острый период пандемии было налажено производство защитных масок, необходимых людям в сложное время. Благотворительность — это одно из направлений моей деятельности. Мои компании спонсируют Народную футбольную лигу и другие общественные организации, имеют несколько благодарственных писем.

В целом на основе своего опыта могу сказать, что лидерские качества должны проявляться не в словах, а в содержании труда, формировании нового видения развития компаний, обеспечении правильного восприятия этого видения всеми сотрудниками, в определении путей и направлений перехода компаний в новое состояние на рынке. Это проявляется в том числе и в подборе менеджеров среднего звена, способных воплотить идеи в жизнь. Я часто говорю, что «менеджер должен подталкивать подчиненных, а руководитель — призывать, вести их за собой»! В моих компаниях распространен новаторско-аналитический стиль управления. Он способен обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. Для моего стиля руководства характерны также стремление много работать с людьми, гибкий, индивидуальный и ситуативный подход.

В заключении хотела бы сказать, что в России сейчас предприниматели заинтересованы в получении высокой прибыли от своих вложений, так как они несут повышенные риски. Таким образом, частный капитал проводит тщательный мониторинг стартапов, прежде чем осуществить финансовые вложения. Инвестиции текут туда, где есть уже готовые инновации-прототипы и необходимая, понятная бизнес-среда для коммерциализации инноваций в индустрии. Опыт моей деятельности подтверждает также, что для привлечения инвестиций и развития компаний на первом этапе необходима государственная поддержка, не только в сфере технологий, но и в виде государственных венчурных инвестиций. Сейчас в России существуют все инструменты и механизмы для инновационного развития и создания развитой индустриальной экономики.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Сергей Глазьев

Доктор экономических наук, академик РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня