Добровольно-принудительная маркировка всех продовольственных товаров набирает обороты, с 1 декабря власти начинают очередной «эксперимент», в ходе которого производителям придётся нести дополнительные расходы даже при выпуске печенек. Затраты, как обычно, переложат на покупателей, то есть всё снова подорожает. Сильнее всего это ударит по наименее защищённым гражданам, которые покупают самые дешёвые продукты.
«Провести с 1 декабря 2023 г. по 31 августа 2024 г. на территории Российской Федерации эксперимент по маркировке средствами идентификации готовых или консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов, грибов и ягод, рыбы и отдельных видов бакалейной продукции», — говорится в документе, подготовленном Минпромторгом.
Итак, о чём речь, что на этот раз чиновники хотят добавить в систему «Честный знак»?
— Все рыбные и мясные консервы.
— Готовая рыба (копчёная, солёная, варёная, жареная).
— Все консервированные овощи, фрукты, орехи и иные растения.
— Джемы, мармелады, пюре и прочие продукты из овощей, фруктов и прочих растений.
— Соусы и полуфабрикаты (порошки — например, горчичный) для их приготовления.
— Специи — все без исключения.
— Попкорн и иже с ним (готовые пищевые продукты, полученные путем вздувания или обжаривания зерна злаков или зерновых продуктов).
— Уксус столовый.
— Сухари, хлебцы
— Прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, код 1905 90 900 0. Это крекеры, чипсы, пицца-полуфабрикат и основа для неё, кексы, торты, печенья, пряники
Зачем? А затем, что, согласно информации НИФИ Минфина, доля незаконного оборота мясных консервов якобы составляет 26%, рыбных — 11,5%, соусов — 40%, чипсов — 14%, а консервированных овощей и фруктов — вообще 33%, и так далее. Как интересно…
Итак, вы приходите в «Ашан» («Перекрёсток», «Дикси», «Ленту», «METRO»
По данным исследовательского агентства M.A.Research, оборот розничной торговли продовольственными товарами в РФ по итогам года составит около 23 трлн рублей, из них на крупные сетевые структуры придётся 66,1%. То есть две из трёх «левых» банки тушёнки и всего прочего продаются в супермаркетах. А не из-под полы на рынке.
Допустим, сетевые торговцы все из себя такие нечестные, то есть берут «левый» товар в промышленных количествах. Но тогда у них сплошь фальшивые накладные, непонятные платежи, а также не менее жульнические налоги. И это всё никто не видит?
Выходит, в государственной налоговой инспекции (ГНИ) у них сплошь жулики-сообщники, в Минсельхозе тоже, аналогично в Минпромторге, Роспотребнадзоре, МВД и всех прочих конторах. В Минфине только все в белом и на коне аналогичной масти, но на лошадку там залезли только сейчас, до этого почему-то тоже молчали. Хотя счёт нарушений вроде как идёт на сотни миллиардов и триллионы рублей.
Но тогда получается, что тысячи и тысячи чиновников всех рангов, которые развели такой лютый бардак — возник он явно не одномоментно! — не справляются со своими обязанностями. Толку от данных деятелей ноль, они лишь прожирают бюджетные деньги и вредят.
К ГНИ, конечно, есть определённые претензии, но честных работников там хватает. Ритейл всегда готов «оптимизировать» налогообложение, но «леваком» в таком количестве там давно не занимаются. А на каждой жестянке консервов, пакете чипсов или банке с маринованными помидорами указан производитель. Кстати, контрафактные помидоры — это вообще сильно… Не иначе как марсианские, иных идей как-то нет.
Значит, где-то в этой логике изъян. И он, в общем-то очевиден — мы отталкивались от совершенно «левых» цифр. Которые выдумали в Минфине?
Снова тот же вопрос — зачем? Быть может, затем, чтобы ввести эту самую маркировку. Которую, как известно, осуществляет частная лавочка — на 50% она принадлежит Алишеру Усманову, 25% - у АО «ГК «Концерн Автоматика» (входит в состав госкорпорации «Ростех»), ещё 25% - у голландского гражданина Александра Галицкого.
Опять-таки по логике получается, что государство ещё расписалось в том, что не справляется с наведением порядка. Зарплаты у чиновников регулярно растут, а толку ноль.
Согласно Конституции РФ эти самые власти (чиновники) обязаны заботиться о народе, который, собственно, для этого их и содержит. Но заботиться они, выходит, не способны, и функции передаются в коммерческую структуру. Которая заинтересована в одном — в зарабатывании денег.
Получить маркировку проще простого, плати — и всё будет. Никаких проверок качества, «Честный знак» можно лепить на любую нечестную продукцию.
Собственно, это не более чем вытрясание денег из бизнеса, которое производится под видом заботы о здоровье населения.
Кстати, никто почему-то не объяснил, чем вредны «нелегальные» помидоры. Которые и выращены, и закатаны в банки в России. И которыми никто не травится. Видимо, лишь тем, что с каждой проданной банки олигархи и чиновники не имеют своей доли.
«Именно разросшийся нелегальный рынок консервов и некоторой бакалейной продукции стал основанием органов власти для проведения добровольного эксперимента по маркировке такой продукции, к которому мы — оператор государственной системы маркировки — готовы как с экспертной, так и с технической точки зрения», — вещает замгендиректора «Честный знак» Реваз Юсупов.
Ясно одно — цены вырастут, а ассортимент уменьшится. Потому, что после введения маркировки выживут далеко не все производители — только крупные компании. Собственно, это уже вовсю происходит там, где QR-коды уже ввели. Не добровольно, а принудительно.
«Производители сталкиваются с необходимостью приобретения спецоборудования для маркировки, печати QR-кодов, подключения к национальной системе для контроля за оборотом маркированных товаров, получения электронного ключа для активации услуг оператора фискальных данных.
Эти вопросы не являются существенными для крупных производителей, однако для небольшого бизнеса новые требования могут стать критичными, — объясняет юрист, эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Роман Чикун.
Иными словами, помимо вымогательства ещё и откровенное вредительство — уничтожение малого и среднего бизнеса. Точнее, его остатков. А к качеству товаров данная система вообще не имеет никакого отношения!
Для контраста — вспомним введённый 20 апреля 1967 года государственный Знак качества СССР. Его обладатели имели возможность реализовывать свои товары на 10% дороже! И это ценилось. Однако получить заветный пятиугольник было очень непросто. После подачи документов проходило в среднем два года, но не менее полутора лет. Процесс сертификации был суровым.
Образец продукции проверяли на соответствие путём всевозможных испытаний, в том числе сравнительных, долго и скрупулёзно. Более того, после выдачи документов полагалось регулярно их обновлять, то есть подтверждать качество — присылать образцы на контрольные проверки.
Оплачивал весь этот банкет, естественно, заявитель, причём положительных решений было немного. Зато люди доверяли. Собственно, и сегодня тоже доверяют. Советское, да ещё и со знаком качества — значит, совсем отличное!
Возможна ли подобная разумная система сегодня? С честными лабораториями, совестливыми чиновниками и не менее добросовестными производителями? Вопрос, в общем-то риторический. Сперва нужно создать подобную систему в рамках всей РФ, а потом можно и маркировкой заниматься.
«Честный знак» против
От редакции: после публикации статьи мы получили письмо из «Честного знака» от руководителя направления Николая Маркина, которое публикуем ниже без купюр и комментариев. Пусть выводы делают сами читатели.
В опубликованной вами статье содержится недостоверная информация, порочащая честь, достоинство и деловую репутацию государственной системы маркировки «Честный знак», в частности:
1) «Добровольно-принудительная маркировка всех продовольственных товаров набирает обороты, с 1 декабря власти начинают очередной „эксперимент“, в ходе которого производителям придётся нести дополнительные расходы даже при выпуске печенек».
Эксперимент добровольный и бесплатный. Производители сами решают, участвовать в нем или нет. В ходе эксперимента коды маркировки и оборудование предоставляются бесплатно, все расходы ЦРПТ берет на себя.
2) «Затраты, как обычно, переложат на покупателей, то есть всё снова подорожает».
Даже после введения обязательной маркировки роста цен также не будет: ни в одной маркируемой товарной группе маркировка к нему не привела. Более того, согласно данным многочисленных исследований, стоимость маркируемых товаров растет медленнее, чем у другой продукции, то есть маркировка становится фактором сдерживания цен.
3) «Прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, код 1905 90 900 0. Это крекеры, чипсы, пицца-полуфабрикат и основа для неё, кексы, торты, печенья, пряники
В данный код ТН ВЭД не входят кексы, торты, печенья, пряники
4) «Значит, где-то в этой логике изъян. И он, в общем-то очевиден — мы отталкивались от совершенно „левых“ цифр. Которые выдумали в Минфине?»
Тезисы, приведенные в статье голословны и не опровергают данные цифры. Исследования Роскачества показывают, что около четверти производителей консервов подменяют шпроты более дешевой рыбой. Россельхознадзор регулярно выявляет несоответствия в консервах, это касается как консервов из рыбы, так и из мяса. К примеру, в январе-августе 2023 года ведомство выявило несоответствия показателям качества в 16,6% исследованной рыбной продукции, все они оказались фальсификатом, сырье в них было подменено более дешевым: сайра — сардиной или сельдью, лосось — горбушей, кетой, треска — пикшей и так далее.
5) «Быть может, затем, чтобы ввести эту самую маркировку. Которую, как известно, осуществляет частная лавочка — на 50% она принадлежит Алишеру Усманову, 25% - у АО «ГК «Концерн Автоматика» (входит в состав госкорпорации «Ростех»), ещё 25% - у голландского гражданина Александра Галицкого».
Состав акционеров давно изменился. Ни одна из указанных выше компаний не обладает более чем 25% акций, у них нет ни контрольного, ни блокирующего пакета. Таким образом говорить о каком-либо контроле некорректно.
Существует утвержденная модель функционирования маркировки в России на базе единого оператора, в соответствии с которой оператор осуществляет свою деятельность. Она сформирована на основе Государственно-частного партнерства. В данном случае инвесторы вложили на старте более 250 млрд рублей собственных средств без единой копейки бюджетного финансирования для создания системы, которая через 15 лет будет передана в собственность государства. Аналогичная схема работы действует, например, с аэропортом Пулково. За годы реализации механизма маркировки прямые и косвенные дополнительные налоговые поступления от маркировки в бюджет составили 471 млрд рублей.
6) «Опять-таки по логике получается, что государство ещё расписалось в том, что не справляется с наведением порядка».
Государство вводит маркировку именно для наведения порядка на рынке, то есть реализует последовательную политику борьбы с контрафактом.
7) «Получить маркировку проще простого, плати — и всё будет. Никаких проверок качества, „Честный знак“ можно лепить на любую нечестную продукцию».
«Честный знак» — это «подпись» производителя о том, что именно он произвел или ввез продукцию. Если в продукции выявлены нарушения, маркировка позволяет найти, кто ее произвел, и тот не сможет сказать, что эта продукция произведена не им и является подделкой. Маркировка не может быть выдана без наличия всех документов на товар, то есть если у товара нет разрешительной документации, ветеринарных документов в случае молочки
8) «Потому, что после введения маркировки выживут далеко не все производители — только крупные компании. Собственно, это уже вовсю происходит там, где QR-коды уже ввели».
Этого не происходит, данное заявление абсолютно голословно. Более того, небольшие компании наращивают рыночные доли. «Долина Легенд» нарастила продажи на 25% за счет ухода с рынка фальсификата, пример не единичен.
9) «Производители сталкиваются с необходимостью приобретения спецоборудования для маркировки, печати QR-кодов, подключения к национальной системе для контроля за оборотом маркированных товаров, получения электронного ключа для активации услуг оператора фискальных данных. Эти вопросы не являются существенными для крупных производителей, однако для небольшого бизнеса новые требования могут стать критичными».
Для малого бизнеса создано бесплатное ПО и дешевые решения для печати и наклейки кодов ценой от 10 тысяч рублей. Подключение к системе бесплатное.
10) «А к качеству товаров данная система вообще не имеет никакого отношения!»
Молочная отрасль — отличный пример влияния системы на качество товаров. Здесь в 10 раз сократилась доля фальсификата. Всего чуть больше, чем за год. Этого удалось добиться благодаря сверкам данных систем «Меркурий» Россельхознадзора (в ней информация о сырье) и «Честного знака» (о готовой продукции). Если было использовано меньше сырья, чем из нее можно сделать продукции — это свидетельствовало о нарушении. Благодаря этому удалось снизить долю нарушителей в молочной отрасли с 30% до 3%. Аналогичный функционал в перспективе планируется реализовать и для консервов.