«Аэрофлот», как известно, поддерживается государственными субсидиями, которые в 2022 и 2023 годах выдавались траншами, самый крупный из которых составил 25,7 млрд рублей. А общий объем оценивается экспертами в 70 млрд. Это — не считая 223 млрд, которые государство выделило из ФНБ на покупку новых самолетов. Такова официальная информация.
Вместе с тем в СМИ появилась информация со ссылкой на телеграм-канал «НЕЗЫГАРЬ» о том, что за два года топ-менеджеры «Аэрофлота» получили премий и бонусов на 2,2 млрд рублей. Подчеркивается, что бонусы получают исключительно руководители, на обычных сотрудников эта практика не распространятся.
Эту информацию пока никто не опроверг.
Своим мнением по поводу бонусов для топ-менеджнаента «Аэрофлота» со «Свободной Прессой» поделился член Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
«СП»: Олег Михайлович, насколько достоверной вам кажется информация о 2,2 млрд бонусов?
— Исходя из финансового положения нашей главной авиакомпании, где, кстати говоря, контрольный пакет за государством, мне кажется, что любые бонусы выглядят абсолютно нелогичными. «Аэрофлот» имел большие долги. Те западные ограничения, которые переживает вся наша авиация, по «Аэрофлоту» ударили даже больнее, чем по остальным пассажирским компаниям, потому что главным его доходом было европейское небо, которое закрыли.
И получать какие-то бонусы верхнему командованию «Аэрофлота» — абсолютно нелогично, несвоевременно, это просто развращает руководство, накаляет ситуацию между начальством и пилотами, которые несут всю тяжесть на своих плечах, инженерами, которые готовят технику в ситуации, когда нет запчастей.
Им бы добавить нужно, а причем здесь верхний эшелон начальства?
«СП»: Сам факт бонусов вы признаете?
— Ну а как не признать? Хапают они свои бонусы. Это всем известно.
Я знаю «Аэрофлот» на протяжении как минимум 40 лет, и сам там работал. Никогда не было такой разнузданности, такой вызывающей разницы в доходах между пилотами, работниками компании и верхним эшелоном руководства. Были у начальников какие-то премии, но — премии оправданные, когда перевыполнялся план: доходы оказывались больше, чем плановые.
А когда компания во многом содержится на государственные деньги, а начальникам за это бонусы — такой цинизм только в последние годы появился.
Подобного не было никогда и не должно быть сегодня. Особенно сейчас, когда СВО требует колоссальных расходов и максимально рационального распоряжения деньгами.
Меня удивляет, почему государство, как главный акционер, позволяет «Аэрофлоту» это делать. Почему, когда все подтягивают пояса во имя победы, такое происходит. Это не этично и похоже на какое-то вредительство.
Государство дало авиакомпании субсидии на развитие в условиях санкций, а не на бонусы.
И еще одно обстоятельство. У нас авиакомпаний много, тем кто на грани выживания, государство тоже дает субсидии, но ни в одной из них, насолько я знаю, бонусов не платят. И руководители других компаний смотрят на это с неприязнью.
«СП»: А кто может прекратить такую практику?
— Собрание акционеров «Аэрофлота».
«СП» Так они сами и получают…
— Нет. Бонусы получает совет директоров. А акционеры их выдают, а сами получают дивиденды с акций. Тоже не ясно, откуда дивиденды, когда убыток.
Но главное, в чем несправедливость. Чем занимается совет директоров? Три раза в год он собирается и намечает планы. И вот за посещение этих трех собраний им платят бешеные бонусы. А ведь у них всех есть еще зарплата на основной работе: это, как правило, чиновники. То есть деньги получают не те, кто их заработал, а те, кто трижды в год наметили планы.
«СП»: Кто помимо собрания акционеров может прекратить такую практику?
— Очень многие. Существует Счетная палата, которая должна контролировать расходование государственных средств, это еще и Прокуратура, и Минфин и так далее. Пусть они проверят. И если «Аэрофлот» такой богатый — то пусть прекращает занимать у государства и начинает возвращать долги. Вот тогда всё и встанет на свои места.