Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Василий Колосов: «Церемония открытия Олимпиады — штучный продукт, для которого нет готовых решений»

Как создавалось одно из самых грандиозных и эффектных шоу в мире, и как реализовать все сложные идеи помогла компьютерная визуализация

1335
На фото: эксперт в области обеспечения организационной и технической поддержки Василий Колосов.
На фото: эксперт в области обеспечения организационной и технической поддержки Василий Колосов.

В этом году исполнилось 10 лет с XXII Олимпийских игр, которые прошли в Сочи в 2014 году. Церемонию открытия помнят до сих пор во всем мире. Яркое шоу продолжалось три часа, одновременно на сцене работали три тысячи артистов, а в постановке участвовали 12 тысяч человек.

По задумке каждый сегмент церемонии должен был менять настроение зрителей, чтобы публика испытала всю гамму эмоций. И эта задача была одной из сложных — стадион «Фишт», где прошло мероприятие, во время постановки выступления еще не был готов. Чтобы понять, как в итоге будет выглядеть выступление, организаторам масштабного шоу пришлось пойти на хитрость и использовать современные технологии, говорит эксперт в области обеспечения организационной и технической поддержки Василий Колосов.

Вместе с отделом визуальных эффектов он работал над визуальным решением и компьютерной графикой для церемонии открытия, и разработал несколько решений, автоматизирующих подстройку анимации объектов виртуальной церемонии под тайминги, и инструменты, позволяющие сотрудникам отдела гибко управлять серверами, оптимизируя нагрузку. За реализацию технических решений, позволивших подготовить проведение торжественной церемонии открытия Олимпиады, Василий был удостоен медали Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Визитная карточка страны

Организация любых масштабных мероприятий требует серьезных усилий и координации большого количества людей. А церемония открытия Олимпиады — вообще особый случай. Уровень ответственности вырастает в разы, ведь представление, как визитная карточка, показывает возможности страны, мастерство и талант ее жителей, а значит шоу должно стать уникальным. И это, как правило, вызов для тех, кто воплощает идеи.

«События такого масштаба, как церемония открытия Олимпиады — это штучный продукт, для которого нет и не бывает каких-то готовых решений „под ключ“. Здесь все полагается на профессионализм и находчивость команды», — говорит Василий Колосов, эксперт в проектировании и разработке программного обеспечения.

Во время подготовки церемонии открытия Олимпиады в Сочи Василий Колосов работал ведущим инженером в ИТ-отделе в агентстве Ceremonies Staging Agency, где была создана основная продюсерская команда для организации церемонии. Василий реализовал несколько технических решений, которые значительно облегчили подготовку к церемониям и сделали ее возможной.

Высокая ответственность

Подготовку масштабного шоу вели в непростых условиях — сцена для выступления была не готова для репетиций, стадион «Фишт» еще строился. При этом размер и сложность декораций были таковы, что их требовалось подвешивать под крышей. А в каждом сегменте были задействованы сотни артистов. Таким образом, возможности проводить репетиции приближенные к финальному результату не было.

Чтобы дать возможность постановщикам понимать, как театральное действо будет выглядеть в итоге, правильно рассчитать время смены декораций и их взаимодействие с артистами, Василий Колосов и команда, с которой он работал, занялись разработкой виртуальной модели Церемонии. В 3D создавали полную визуализацию церемонии со всеми сегментами, декорациями, анимацией и актерами. Задача была не самой простой, ведь в представлении задействовали более 25 тысяч артистов. Для сравнения, в крупнейших постановках Бродвейского шоу обычно участвуют несколько сотен человек. Команде Василия Колосова нужно было отрисовать модель каждого артиста и «оживить» ее.

«Это не стандартная задача для компьютерной графики, и для ее решения не было готовых рецептов. Плюс, от команды требовалась очень высокая скорость выполнения материала. Соответственно, время получения итоговой визуализации должно было быть минимальным, — рассказывает Василий.

По этой визуализации продюсеры, режиссеры и постановщики принимали решения, вносили изменения в шоу. 3D-модель церемонии стала фундаментом для понимания того, что увидит зритель перед началом Олимпиады. В ведении Василия Колосова был комплекс из производительной системы хранения данных, 100 высокропроизводительных серверов для просчета, и программное обеспечение для организации распределенного рендеринга компьютерной графики. Все это было нужно для создания детализированной графики, где каждый элемент должен был двигаться ровно так, как задумали режиссеры.

«Например, сцена „Перестройка“, напоминая о периоде 1980-х годов в СССР, включала в себя гигантские головы, молот и серп, которые перемещались по сцене с помощью специальных моторов; вертикальные „здания“ были спрятаны под сценой и могли подниматься через люк, — рассказывает Василий Колосов, — графические элементы на полу создавались сотнями проекторов и представляли собой анимированную проекцию, которая менялась в течение спектакля; актеры взаимодействовали с этой проекцией, в частности, проезжали на автомобилях по созданной дороге».

За все технические решения, делающие возможными визуализацию в 3D и подготовку графики отвечал Василий Колосов. Самым важным моментом и самой сложной частью этого процесса было то, что художественная и техническая стороны были тесно связаны.

В режиме реального времени

Василий Колосов очень тесно взаимодействовал со специалистами отдела графики, и разработал ряд специализированных автоматизаций, которые ускоряли сборку сцен, работу с виртуальными камерами, и позволяли команде гибко настраивать конфигурацию комплекса просчета графики под текущую задачу. Ему удалось добиться в среднем трехкратного прироста в производительности в типовых задачах.

«На нашем отделе была очень высокая ответственность, и мы не могли подвести остальных — порой сидели ночами, дожимая работу под сроки», — вспоминает Василий.

Самыми напряженными стали последние недели перед Церемонией открытия. Тогда часть команды, включая Василия, переехала прямо в рабочую зону на стадионе «Фишт», и занималась уже созданием визуальных эффектов для церемонии. Василий наладил техническое обеспечение для совместной работы команды в Сочи с командой в Москве, чтобы легко использовать серверные мощности, оставшиеся в столице — из-за ряда особенностей процесса производства графики это была не самая простая задача.

«Это потребовало быстрого внесения в него некоторых серьезных изменений. Я работал над этим по 16−18 часов в день, спал на диване в комнате управления церемониями, а затем снова возвращался к работе», — вспоминает Василий.

Команде Василия Колосова, работавшей в Сочи, удавалось значительно повысить скорость рабочего процесса и сотрудничать в режиме реального времени с частью команды компьютерной графики, оставшейся в Москве, тем самым привлекая больше ресурсов для продвижения через задачи.

Уникальный технический вклад

От умения Василием Колосовым выстроить коммуникацию и организовать процессы зависело насколько гармоничной и функциональной получится 3D-модель. Он отладил взаимодействие со смежными службами — основным ИТ-отделом, специалистами по компьютерным сетям и безопасности, — а также внутри отдела по техническим вопросам. Это позволило его команде эффективно и быстро решать сложные задачи.

«Был момент, когда потребовалось создать рендер с красивой, детальной, реалистичной морской водой и набором эффектов, которые с ней взаимодействовали. Подрядчик, отвечавший за задачу, не смог выдать нужный результат. Мы сумели сделать все это за сутки», — приводит пример Василий Колосов.

Чтобы справляться с большими объемами медиаданных, Василий провел оптимизацию работы системы хранения, увеличив ее производительность на 80−120% в типовых сценариях нагрузки. Все это позволило максимально эффективно работать с виртуальной моделью церемоний на этапе подготовки и реализовывать компьютерную графику, которая проецировалась на поверхность сцены и выводилась на экраны во время проведения церемоний открытия и закрытия Олимпиады.

«Я не могу не вспомнить, насколько эпической была эта церемония. Конечным результатом стало не что иное, как красивое и увлекательное произведение искусства, совместный результат тысяч людей!», — вспоминает Василий.

За работу Василий Колосов был награжден медалью Владимира Путина и грамотой «За значительный вклад в подготовку и выступление на XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в Сочи», а также благодарностями от Томаса Баха, Президента Международного Олимпийского Комитета, от Сэра Филиппа Крэйвена, Президента Международного Паралимпийского Комитета.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Иван Мезюхо

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня