Полный провал несистемной оппозиции в России заставляет коллективный Запад искать новых претендентов на лидерство в раскачивании лодки в стране. Выбор пал на представителей бизнеса, как довольно весомой прослойки общества, которая априори постоянно недовольна властью в лице множества регуляторов. И чем больше и весомей претензии государства, тем громче риторика о давлении на бизнес, и тем быстрее попадают эти персонажи в расставленные сети западных спецслужб.
Схема была хорошо обкатана на предпринимателях, сбежавших за границу еще до начала СВО. Например, на Евгении Чичваркине*, который быстро усвоил — хочешь, чтобы у тебя не было проблем в стране пребывания, ругай Россию. Или на Олеге Тинькове*, громко разорвавшем с родиной все связи дабы избежать антироссийских санкционных списков. В России все подобные горлопаны быстро признаются иностранными агентами со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Еще один претендент на попадание в реестр Минюста — уехавший в Австрию и объявленный в международный розыск Сергей Петров, основатель дилерской сети «Рольф», уличенный в России в выводе активов за рубеж. Еще будучи депутатом Госдумы, Петров спонсировал ФБК** Навального и выступал против вхождения Крыма в РФ. Он и сегодня не скрывает своей антироссийской позиции. Все они заявляют, что якобы честно вели бизнес в России, но стали жертвой «репрессивной машины» власти.
Той же риторики придерживается и Андрей Павлов, глава обувной империи Zenden Group, член генсовета «Деловой России» и вероятный очередной русофобский проект Запада. На прошедшем Московском экономическом форуме он громко заявил о себе, назвав российскую экономику «собакой», которой виляет «хвост» — налоговая политика. По логике Павлова, фискальные органы виноваты и в том, что курьеры получают больше ученых, потому что имеют возможность оформляться самозанятыми, и в засилье мигрантов и даже в демографических проблемах.
Сапоги без сапожника
Уже пять лет головная структура группы, ООО «Дом одежды», судится с налоговиками. Фискальные органы уличили Zenden в уходе от налогов с применением схемы дробления бизнеса. По итогам налоговой проверки за 2013−2015 гг. инспекция № 13 по Владимирской области установила, что ООО «Дом одежды» поставляло продукцию подконтрольным 22 ИП под видом франшизы, тем самым выводило на аффилированные структуры часть выручки, уменьшая налог на прибыль и НДС. В результате компании был доначислен налог на 867 млн рублей, к сегодняшнему дню сумма претензий превысила уже 1 млрд рублей. Компания обратилась в суд и проиграла.
Поначалу Павлов вел борьбу с налоговиками на региональном уровне, инициируя различные публикации в СМИ, в которых позиционировал Zenden как социально ответственный бизнес, предоставляющий рабочие места и отстаивающий интересы отечественного производителя. На деле большая часть продукции «Дома одежды» отшивается в Китае и Сирии, что дает возможность Павлову на родине демпинговать ценами и поглощать не выдерживающие конкуренции сети, такие как Thomas Munz и Mascotte, которые теперь входят в группу Zenden.
Собственно, Андрей Павлов никогда и не был производственником. Начинал со спекуляций бургерами из «Макдоналдса», торгуя ими втридорога. Потом перешел на заграничный ширпотреб, сбываемый через ларек в Лужниках. Со временем, когда в России научились шить обувь по западным лекалам, купил одну из подмосковных фабрик, но быстро понял, что большие деньги можно делать только на дешевых заграничных труде и сырье.
При этом даже превратив Zenden в торговую сеть с филиалами по всей стране, Павлов не заботится о качестве продукции, предпочитая брать количеством. Среди отзывов на обувь бренда можно встретить такие: «на 4-й месяц носки треснула подошва пополам», «сапоги вонючие как атомная война», «кеды не прослужили и один сезон».
Налоговая комбинаторика
Андрей Павлов гордо называет себя в многочисленных интервью еще и «франчайзером». Хотя к франчайзингу его бизнес не имеет никакого отношения. Известный экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин ранее объяснял, что франшиза как вид лицензии дает право франчайзи за плату приобретать доступ к ноу-хау, бизнес-модели, товарным знакам
Как считает Делягин, разница между «природой законопослушности» мировых брендов в отношении соблюдения франчайзингового законодательства и «попытками того же торговца обувью Зенден изобретать оптимизацию налогов за счет всего общества» налицо. По его словам, в подобных кейсах предприниматели отстаивают «право бизнеса получать прибыль, не наращивая или развивая производство, а комбинаторикой на грани закона вокруг налогообложения».
Кстати, все это Делягин написал в ответ на пост Анастасии Татуловой*, тогда еще занимавшей должность омбудсмена по МСП, в котором та защищала «мутные схемы ухода от налогов» владельца Zenden. Татулова — бывшая хозяйка сети кафе «АндерСон» — в начале апреля, загодя распродавшая свои многомиллиардные активы и покинувшая родину вместе с деньгами и всей семьей, была признана иноагентом. А до этого она несколько лет подряд публично критиковала российские власти, которые выявили в бизнесе Татуловой те же схемы ухода от налогов, что использует компания Павлова. Публичное давление на власти, щедро поддерживаемое западными кураторами, результата Татуловой не дало.
Сейчас, похоже, подобным путем идет Павлов, который вместе с Татуловой заседал в Совете предпринимателей Москвы, на пару они критиковали инициативы регуляторов по внедрению маркировки и режима самозанятых. На последних Павлов разгневан не на шутку, ставя знак равенства между самозанятыми и мигрантами и называя их лоббистов «врагами России». Прежде всего, ему не нравятся доходы индивидуалов, ведь среди них могут оказаться отраслевики, чья прибыль пойдет мимо кармана хозяина Zenden. А выручкой, видимо, Павлов не готов делиться ни с кем.
Начиная с 2016 года доходы обувщика неизменно превышают 10 млрд рублей в год, а в 2019-м достигли 20 млрд рублей. При этом из года в год ООО «Дом одежды» показывает мизерную чистую прибыль, а то и вообще убытки. Небольшая разница между доходами и расходами всегда привлекает внимание налоговых органов, которых Павлов записал в личные враги, и сегодня на критике регуляторов строит имидж борца с системой, как под копирку с покинувшей Россию Татуловой.
В биографиях Павлова и Татуловой много общего, особенно в их продвижении по общественной линии. Когда владелец Zenden заседал в жюри различных конкурсов с председателем «Опоры России» Владимирской области, хозяйка «АндерСона» в московском отделении «Опоры» возглавляла комитет по развитию женского предпринимательства.
Одновременно, будучи общественным омбудсменом по МСП, Татулова пристроила своего сына Артема омбудсменом по развитию молодежного предпринимательства к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Москве. При этом Андрей Павлов также там был общественным уполномоченным по вопросам ритейла. Обе организации тогда развивали сотрудничество, а вот какие вопросы решали Павлов с Татуловой, как их представители — большая загадка.
Однако известно, например, что в то время «АндерСон» получал различные преференции от властей регионов, где работали рестораны сети, в виде скидок на аренду, финансовой поддержки, а также контрактов на поставку продукции в бюджетные учреждения. Остается только догадываться, учитывая, к чему привела такая «общественная» деятельность Татулову, какие еще совместные «проекты» связывали омбудсменов. Но это уже тема отдельной публикации.
Переобутые в полете
Пару лет назад владелец Zenden вышел на федеральный уровень. Он вошел в генсовет «Деловой России», завел телеграм-канал, заручился поддержкой депутатов ГД, которые заваливают арбитражные суды письмами в защиту Zenden. Павлову каким-то чудом удалось уговорить даже омбудсмена Бориса Титова стать соистцом по тяжбе с налоговой. И похоже, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей рискует наступить на те же грабли.
Под его началом работала упомянутая Анастасия Татулова, называвшая Россию «родиной-уродиной» и заявлявшая, что бизнес ненавидит государство. В политсовет Партии Роста Титова входил Дмитрий Потапенко*, учивший на своих семинарах предпринимателей «оптимизировать» налоги. Сам он позиционировал себя владельцем международной компании Management Development Group с сетью филиалов по всей Европе.
Оба пошли по проторенной дорожке: четко отрабатывая прозападные методички, громко пели оду «цивилизованным» странам и захлебывались в ненависти ко всему российскому, а втихаря обманом зарабатывали на согражданах и выводили активы за рубеж. Как итог, оказались в списках иноагентов, уличенные в получении иностранного финансирования.
Такие популистские лозунги, особенно когда их произносит с трибун разного рода форумов а-ля «человек из народа» — стали фишкой тех, на кого делается ставка в информационной войне против России. Сейчас выбор Запада, ожидания которого не оправдали разного рода «расследователи», похоже, пал на бизнесменов, которых государство уличило в финансовых махинациях.
Они вместо того, чтобы признать нарушения и стараться впредь следовать букве закона, раздувают свои бизнес-кейсы до катастрофы вселенского масштаба, изображая из себя жертву политического строя. На деле же преследуют единственную цель — спасти свои капиталы. В этом смысле Андрей Павлов — видимо, идеальный объект для западных кукловодов, использующих слабые места таких персонажей. Чем для них это заканчивается в России, собственно, там, где они свои капиталы и заработали, — можно узнать из реестра иноагентов Минюста РФ.
* Минюстом РФ признан иностранным агентом.
** ФБК — НКО Фонд борьбы с коррупцией решением Мосгорсуда