Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Пятерочку» в Донбасс не загонишь. Что уж говорить о банках

Как долго новые регионы будут выживать без федеральных сетей?

11704
На фото: вид на торговый центр в Донецке
На фото: вид на торговый центр в Донецке (Фото: Дмитрий Ягодкин/ТАСС)

Минпромторг России окажет всестороннюю поддержку торговым сетям, которые решат выйти в новые регионы страны и развиваться там, заявил директор департамента развития внутренней торговли министерства Никита Кузнецов.

«Кто решит сейчас развивать торговый бизнес в новых регионах, построить нормальную сеть или расширить туда свое присутствие, его там будет ждать успех… Со своей стороны, мы можем сказать, что в этом случае окажем вам (торговым сетям — ред.) всяческую поддержку, какую только сможем оказать», — рассказал он в ходе сессии форума «Неделя российского ритейла 2024».

По его словам, конкуренция на рынке новых регионов РФ пока слабая, «несравнима с конкурентным полем остальных близлежащих регионов России».

В общем-то, это не новость: конкуренция действительно слабая, но слабая она потому, что во многих районах там идут боевые действия идут, и уровень жизни куда ниже, чем в остальной России. С другой стороны, там давно возникли свои сети, которые едва ли захотят делиться рынком с «федералами», которые туда еще даже не стремятся.

Читайте также

Другое интересно: как и чем Минпромторг планируют привлечь на рынок новых игроков? У нас в Крым больше восьми лет не могли завлечь компании-гиганты, не то, что в районы, близкие к зоне СВО.

Впрочем, крымский опыт (удачный, разумеется) можно и нужно использовать и на новых территориях…

О том, как эти процессы происходили, рассказывает крымский журналист Сергей Кулик.

— Крупные торговые сети к нам заходят. Только аккуратно, не привлекая особого внимания, чтобы не попасть под санкции. Например, в Москве есть сеть магазинов «Красное & Белое», а в Крыму — сеть «Еда-Вода». Жители полуострова считают, что это — одна и та же сеть. У них даже цветовая гамма логотипа одинаковая.

Или возьмем розничную сеть «ПУД» («Продукты у дома»). Ее основной ассортимент составляет продукция кубанского холдинга «Агрокомплекс Выселковский», которую связывают с семьей бывшего министра сельского хозяйства России.

Поэтому нельзя сказать, что российский бизнес поголовно игнорирует новые территории — он заходит сюда под «нейтральным» флагом.

«СП»: Как местные жители относятся к этому факту? Их это не сильно смущает? Нужны ли им всякие «пятерочки» «перекрестки»? Кого реально не хватает по-вашему?

— А для «пятерочек» места уже нет. Только в моем родном городе на севере Крыма, в котором проживает менее сорока тысяч человек, имеется семь магазинов «ПУД», пять — сети «Еда-Вода».

Плюс несколько магазинов сети «Доброцен», владелец которой вроде бы живет в Екатеринбурге, и местной сети «ХАНМ», а также универсам сети «Яблоко».

Это, не считая кучи более мелких продуктовых магазинов и двух обширных продуктовых рынков. Всякие «магниты» и «пятерочки» на полуострове ожидает жесткая конкуренция.

Наши крымские сети сами кого хочешь сожрут — многие представители мелкого и среднего бизнеса не выдерживают конкуренции с ними. Единственное, что их спасает, так это жадность владельцев торговых сетей — в некоторых цена рублей на 50−80 выше, чем в маленьких магазинчиках.

«СП»: Какие меры поддержки может оказать Минпромторг? Помогут?

— Могут и помочь… Тот же директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов пару месяцев назад посетил строительные площадки крупных оптово-логистических комплексов Крыма и, как скупо было сообщено в пресс-релизе, «обсудил с представителями федеральных торговых сетей возможность их размещения на территории полуострова». С кем конкретно велись переговоры — пока не ясно.

Работа по привлечению бизнесменов с материка на полуостров ведется уже десять лет. Например, в прошлом году глава Республики Крым Сергей Аксенов и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов подписали соглашение о расширении сотрудничества в торгово-экономической, социальной и культурной сферах. Существуют договоренности и с другими субъектами федерации, с Беларусью. Вот кто-кто, а белорусский бизнес, в отличие от российского, не боится идти в Крым.

Кроме этого крымские власти приняли решение о развитии кооперации с сельхозпроизводителями из ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей и предоставлении им на полуострове торговых мест. В Симферополе понимают, что им сейчас трудно, сами в свое время пережили продовольственную блокаду — поэтому и решили протянуть руку помощи новым регионам России.

«СП»: А как насчет банков? Сотовых операторов?

— Год назад в Ялте открылся первый офис Сбера — двухэтажное здание из стекла и бетона. Теперь есть уже, кажется, менее полудюжины дополнительных офисов в Симферополе.

Но проблема в том, что кадров мало — всех грамотных специалистов давно уже расхватали финансовые организации, работающие здесь с самого начала: Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), не так давно ставший «дочкой» ВТБ, «Генбанк», «Черноморский банк развития и реконструкции», банк «РОССИЯ».

Это продавца камбалы легко найти — поставь любого за прилавок, пусть торгует. Да и то определенная сноровка нужна. А вот найти сотни грамотных клерков, которые могли бы сразу же заполнить банковские отделения во всех городах Крыма — очень сложно.
Что касается сотовых операторов… Пару недель назад «RT на русском» сообщило, что глава Минцифры Максут Шадаев пообещал отменить роуминг между Белоруссией и Россией.

Читайте также

Под этой новостью в считанные минуты появилась сотня комментариев, львиная доля которых звучала так: «А когда отменят роуминг с Крымом и новыми территориями? Разве это не Россия?»

Знаете, периодически в новостной ленте появляется информация, что кого-то осудили за отрицание принадлежности Крыма к России. Но я ни разу не слышал, чтобы под суд за подобное попал топ-менеджер какой-нибудь сотовой компании, которая, оставляя полуостров зоной роуминга, фактически ставит под сомнение территориальную целостность Российской Федерации. Может быть, следовало начать с них?..

В ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях ситуация схожа. Особенно в ДНР и ЛНР, где за восемь лет фактической независимости появились свои сети, которые просто не пустят конкурентов. Да и местные жители российских «гигантов» не ждут.

— Скажу, что у нас никто не испытывает неудобств от того, что в новых регионах нет привычных каждому россиянину торговых сетей, — делится мыслями историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

— За время с 2014 года у нас сформировались свои торговые сети с ассортиментом как в остальных российских магазинах и ценами, не особо отличающимися от федеральных. Поэтому вопрос для нас не настолько и интересен: надо было бы лет пять назад об этом задумываться…

— Тут дело вовсе не в наличии у ритейлеров бизнеса за рубежом. Скорее, простая перестраховка, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Наш бизнес психологически все ещё живёт в «старых временах» и действует с оглядкой на Запад. Компании пытаются сохранить поле для маневра и не стать заложниками текущей политики. Впрочем, не исключаю, что крупный бизнес не до конца уверен, что новые территории — это всерьез и навсегда.

«СП»: А эти «сомневающиеся» вообще нужны? И без них вроде местным нормально живется…

— Местным жителям главное, чтобы были супермаркеты, наполненные продуктами, а под какими вывесками они работают — все равно. Это могут быть и какие-то местные компании, и «прокладки» федеральных гигантов.

Читайте также

Да, для местного бизнеса эта ситуация, безусловно, неплохой шанс занять те ниши, которые при других обстоятельствах заняли бы федеральные сети, так что нет худа без добра.

«СП»: Какие меры поддержки может оказать Минпромторг?

— Если говорить о помощи, она была бы актуальна в первую очередь для местного бизнеса. Что касается федеральных сетей, то им, что называется, «и так хорошо». Рынок новых регионов небольшой и бедный, проблем — много, напрягаться «гиганты» не хотят.

В заявлении Кузнецова, скорее всего, вероятно, речь идет о льготных кредитах. Возможны, также какие-то налоговые послабления, т.е. все, что поможет максимально снизить издержки в работе на новых территориях, учитывая, что издержки эти на первых порах будут довольно велики, а на большие прибыли рассчитывать вряд ли стоит…

«СП»: А что с банками и сотовыми операторами? Увидим мы их на новых территориях и когда?

— Опять же, здесь те же проблемы, что и с ритейлерами — психологическая зависимость от западных санкций и нежелание связываться с проблемными регионами.

И банки, и операторы, и ритейлеры будут готовы войти туда только тогда, когда ситуация в новых регионах стабилизируется и будет гарантия, что эти регионы внезапно не «уплывут» вместе с активами и имуществом тех, кто туда войдёт.

Последние новости
Цитаты
Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня