Минпромторг России окажет всестороннюю поддержку торговым сетям, которые решат выйти в новые регионы страны и развиваться там, заявил директор департамента развития внутренней торговли министерства Никита Кузнецов.
«Кто решит сейчас развивать торговый бизнес в новых регионах, построить нормальную сеть или расширить туда свое присутствие, его там будет ждать успех… Со своей стороны, мы можем сказать, что в этом случае окажем вам (торговым сетям — ред.) всяческую поддержку, какую только сможем оказать», — рассказал он в ходе сессии форума «Неделя российского ритейла 2024».
По его словам, конкуренция на рынке новых регионов РФ пока слабая, «несравнима с конкурентным полем остальных близлежащих регионов России».
В общем-то, это не новость: конкуренция действительно слабая, но слабая она потому, что во многих районах там идут боевые действия идут, и уровень жизни куда ниже, чем в остальной России. С другой стороны, там давно возникли свои сети, которые едва ли захотят делиться рынком с «федералами», которые туда еще даже не стремятся.
Другое интересно: как и чем Минпромторг планируют привлечь на рынок новых игроков? У нас в Крым больше восьми лет не могли завлечь компании-гиганты, не то, что в районы, близкие к зоне СВО.
Впрочем, крымский опыт (удачный, разумеется) можно и нужно использовать и на новых территориях…
О том, как эти процессы происходили, рассказывает крымский журналист Сергей Кулик.
— Крупные торговые сети к нам заходят. Только аккуратно, не привлекая особого внимания, чтобы не попасть под санкции. Например, в Москве есть сеть магазинов «Красное & Белое», а в Крыму — сеть «Еда-Вода». Жители полуострова считают, что это — одна и та же сеть. У них даже цветовая гамма логотипа одинаковая.
Или возьмем розничную сеть «ПУД» («Продукты у дома»). Ее основной ассортимент составляет продукция кубанского холдинга «Агрокомплекс Выселковский», которую связывают с семьей бывшего министра сельского хозяйства России.
Поэтому нельзя сказать, что российский бизнес поголовно игнорирует новые территории — он заходит сюда под «нейтральным» флагом.
«СП»: Как местные жители относятся к этому факту? Их это не сильно смущает? Нужны ли им всякие «пятерочки» «перекрестки»? Кого реально не хватает по-вашему?
— А для «пятерочек» места уже нет. Только в моем родном городе на севере Крыма, в котором проживает менее сорока тысяч человек, имеется семь магазинов «ПУД», пять — сети «Еда-Вода».
Плюс несколько магазинов сети «Доброцен», владелец которой вроде бы живет в Екатеринбурге, и местной сети «ХАНМ», а также универсам сети «Яблоко».
Это, не считая кучи более мелких продуктовых магазинов и двух обширных продуктовых рынков. Всякие «магниты» и «пятерочки» на полуострове ожидает жесткая конкуренция.
Наши крымские сети сами кого хочешь сожрут — многие представители мелкого и среднего бизнеса не выдерживают конкуренции с ними. Единственное, что их спасает, так это жадность владельцев торговых сетей — в некоторых цена рублей на 50−80 выше, чем в маленьких магазинчиках.
«СП»: Какие меры поддержки может оказать Минпромторг? Помогут?
— Могут и помочь… Тот же директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов пару месяцев назад посетил строительные площадки крупных оптово-логистических комплексов Крыма и, как скупо было сообщено в пресс-релизе, «обсудил с представителями федеральных торговых сетей возможность их размещения на территории полуострова». С кем конкретно велись переговоры — пока не ясно.
Работа по привлечению бизнесменов с материка на полуостров ведется уже десять лет. Например, в прошлом году глава Республики Крым Сергей Аксенов и губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов подписали соглашение о расширении сотрудничества в торгово-экономической, социальной и культурной сферах. Существуют договоренности и с другими субъектами федерации, с Беларусью. Вот кто-кто, а белорусский бизнес, в отличие от российского, не боится идти в Крым.
Кроме этого крымские власти приняли решение о развитии кооперации с сельхозпроизводителями из ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей и предоставлении им на полуострове торговых мест. В Симферополе понимают, что им сейчас трудно, сами в свое время пережили продовольственную блокаду — поэтому и решили протянуть руку помощи новым регионам России.
«СП»: А как насчет банков? Сотовых операторов?
— Год назад в Ялте открылся первый офис Сбера — двухэтажное здание из стекла и бетона. Теперь есть уже, кажется, менее полудюжины дополнительных офисов в Симферополе.
Но проблема в том, что кадров мало — всех грамотных специалистов давно уже расхватали финансовые организации, работающие здесь с самого начала: Российский национальный коммерческий банк (РНКБ), не так давно ставший «дочкой» ВТБ, «Генбанк», «Черноморский банк развития и реконструкции», банк «РОССИЯ».
Это продавца камбалы легко найти — поставь любого за прилавок, пусть торгует. Да и то определенная сноровка нужна. А вот найти сотни грамотных клерков, которые могли бы сразу же заполнить банковские отделения во всех городах Крыма — очень сложно.
Что касается сотовых операторов… Пару недель назад «RT на русском» сообщило, что глава Минцифры Максут Шадаев пообещал отменить роуминг между Белоруссией и Россией.
Под этой новостью в считанные минуты появилась сотня комментариев, львиная доля которых звучала так: «А когда отменят роуминг с Крымом и новыми территориями? Разве это не Россия?»
Знаете, периодически в новостной ленте появляется информация, что кого-то осудили за отрицание принадлежности Крыма к России. Но я ни разу не слышал, чтобы под суд за подобное попал топ-менеджер какой-нибудь сотовой компании, которая, оставляя полуостров зоной роуминга, фактически ставит под сомнение территориальную целостность Российской Федерации. Может быть, следовало начать с них?..
В ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях ситуация схожа. Особенно в ДНР и ЛНР, где за восемь лет фактической независимости появились свои сети, которые просто не пустят конкурентов. Да и местные жители российских «гигантов» не ждут.
— Скажу, что у нас никто не испытывает неудобств от того, что в новых регионах нет привычных каждому россиянину торговых сетей, — делится мыслями историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— За время с 2014 года у нас сформировались свои торговые сети с ассортиментом как в остальных российских магазинах и ценами, не особо отличающимися от федеральных. Поэтому вопрос для нас не настолько и интересен: надо было бы лет пять назад об этом задумываться…
— Тут дело вовсе не в наличии у ритейлеров бизнеса за рубежом. Скорее, простая перестраховка, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Наш бизнес психологически все ещё живёт в «старых временах» и действует с оглядкой на Запад. Компании пытаются сохранить поле для маневра и не стать заложниками текущей политики. Впрочем, не исключаю, что крупный бизнес не до конца уверен, что новые территории — это всерьез и навсегда.
«СП»: А эти «сомневающиеся» вообще нужны? И без них вроде местным нормально живется…
— Местным жителям главное, чтобы были супермаркеты, наполненные продуктами, а под какими вывесками они работают — все равно. Это могут быть и какие-то местные компании, и «прокладки» федеральных гигантов.
Да, для местного бизнеса эта ситуация, безусловно, неплохой шанс занять те ниши, которые при других обстоятельствах заняли бы федеральные сети, так что нет худа без добра.
«СП»: Какие меры поддержки может оказать Минпромторг?
— Если говорить о помощи, она была бы актуальна в первую очередь для местного бизнеса. Что касается федеральных сетей, то им, что называется, «и так хорошо». Рынок новых регионов небольшой и бедный, проблем — много, напрягаться «гиганты» не хотят.
В заявлении Кузнецова, скорее всего, вероятно, речь идет о льготных кредитах. Возможны, также какие-то налоговые послабления, т.е. все, что поможет максимально снизить издержки в работе на новых территориях, учитывая, что издержки эти на первых порах будут довольно велики, а на большие прибыли рассчитывать вряд ли стоит…
«СП»: А что с банками и сотовыми операторами? Увидим мы их на новых территориях и когда?
— Опять же, здесь те же проблемы, что и с ритейлерами — психологическая зависимость от западных санкций и нежелание связываться с проблемными регионами.
И банки, и операторы, и ритейлеры будут готовы войти туда только тогда, когда ситуация в новых регионах стабилизируется и будет гарантия, что эти регионы внезапно не «уплывут» вместе с активами и имуществом тех, кто туда войдёт.