Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Бизнес сегодня / Власть
7 декабря 16:48

Размосквичивание крупного бизнеса: «РусГидро» замайнила Сибирь

Красноярск пока ещё не осознал, какое счастье ему привалило — но уже надеется, что метро достроят

4361
Размосквичивание крупного бизнеса: «РусГидро» замайнила Сибирь
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Материал комментируют:

Менеджмент «РусГидро» планирует переехать в Красноярск в 2025 году, и сама компания сменит регистрацию, отказавшись от московской.

Как рассказал губернатор Красноярского края Михаил Котюков, штаб-квартира компании, которая является крупнейшим в мире донором промышленного майнинга, расположится на Театральной площади Красноярска.

Внутренняя отделка головного офиса уже завершена на 70%, а кроме того — компания купила в Красноярске около 1500 квартир для своих сотрудников, которые сменят место жительства.

Переезд «РусГидро» — одна из очередных иллюстраций размосквичивания крупного бизнеса и передачи некоторых столичных функций другим городам России. О том, насколько активно будет продолжаться этот процесс в обозримом будущем — «Свободной Прессе» рассказал директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Читайте также
Напор Колымы. Как Магадан стал еще более солнечным Напор Колымы. Как Магадан стал еще более солнечным Дальний Восток уже отбирает часть энергии у Китая

«СП»: Дмитрий Владимирович, Красноярск готов взять на себя часть столичных функций?

— В смысле проведения крупнейших мировых форумов — Красноярск это уже демонстрировал. Там проходила и Универсиада, и чемпионаты мира по разным видам спорта, и международные выставки.

То, что крупные компании переезжают из Москвы в региональные центры — уже тренд. Города от этого очень серьёзно выигрывают. Когда СИБУР переехал в Тобольск — город приобрёл серьёзнейшую «якорную компанию», крупнейшего инвестора и весьма большие доходы в бюджет. Город преобразился.

«РусГидро» ещё крупнее, чем СИБУР, поэтому, вероятно, Красноярск ожидает такая же счастливая судьба.

«СП»: Ради чего компании переезжают из Москвы?

— Самый первый момент — это решение команды президента, что не нужно держать весь крупный бизнес в Москве, а следует их распределять по субъектам Федерации, чтобы налоговые поступления не оставались только в одном городе, а более равномерно распределялись по стране.

А дальше — уже здравый смысл, который заключается в том, что головной офис должен находиться ближе к тем местам, где компания работает. Топ-менеджеры должны не в Москве сидеть, а видеть условия и результаты труда. В случае с «РусГидро» — посещать гидроэлектростанции. Базироваться там, где расположено их производство.

«СП»: Вернемся к столичным функциям: процесс размосквичивания останется только на уровне бизнеса, или в города будут переезжать и ведомства?

— Пока речь идёт именно о бизнесе. Красивая идея о том, чтобы распределить по регионам обладателей федеральных властный полномочий — существовала. Эта теория имела разные названия, например — семистоличье. Правительство в одном городе, Госдума в другом, президент — в третьем, и так далее — от Владивостока до Петербурга.

Но в итоге ограничились только переездом в Санкт-Петербург Верховного суда (причем он частично остался и в Москве, — «СП»). Все-таки пришли к разумному выводу, что органы госуправления должны располагать близко друг от друга — для удобства. Разносить их на разные регионы, тем более — разные часовые пояса — нерационально.

Что-то может быть передано Санкт-Петербургу ещё, с учётом того, что скоростная магистраль позволит доехать до Москвы за 2 часа. Это нормально, если помнить о том, что по одной только Москве можно 2 часа ехать из одной части города в географически противоположную.

Но расстояния между Москвой и Красноярском, Новосибирском, Якутском не дают возможности распределять широко по стране органы государственного управления.

«СП»: А распределить их по городам ЦФО?

— В этом нет большого смысла. В этих городах и так присутствует москвоцентричность. В этом смысле — что Ярославль, что Москва — уже одно и то же.

«СП»: В свое время Юрий Лужков говорил, что для Москвы столичные функции — это обуза. И федеральный центр должен хотя бы городу доплачивать за это. Тяжко ли это столичное бремя для Москвы?

— Смотря для кого. Для москвичей, которые не работают в органах государственной власти, — конечно. Это — и дополнительные пробки, как бы с ними ни боролся Собянин, и повышенная нагрузка на всю инфраструктуру города.

Но с другой стороны: это — рабочие места, более высокие возможности карьерного роста для активных москвичей, близость к местам распределения финансовых и бюджетных средств. Москвичу проще прийти и пролоббировать свои интересы в том или ином министерстве или ведомстве, чем прилетать в Москву из того же Красноярска, — сказал политолог специалист по госустройству.

Читайте также
Лавров намекнул Карлсону, как Россия будет воевать на «втором фронте» Лавров намекнул Карлсону, как Россия будет воевать на «втором фронте» Зачем Москве мертвые Идлибские соглашения и Астанинский формат?

В самом Красноярске пока ещё не очень хорошо знают, какое счастье им привалило в лице «РусГидро». Зато прекрасно знают, для решения каких городских проблем требуются инвестиции. Об этом «Свободной Прессе» рассказала популярный краевой журналист Елена Саткеева:

— Никакой очевидной движухи в связи с переездом «РусГидро» в городе пока нет, да и мало кто про это слышал. В последний раз в городе были видны большие перемены к лучшему во время подготовки к Универсиаде, а сейчас всё достаточно уныло.

«СП»: Какие проблемы испытывает Красноярск?

— Не столичные. Транспортная логистика — одна из основных проблем Красноярска. У нас очень узкие дороги, на улицах пробки. Власть говорит, что ничего не может сделать, потому что вокруг дорог — дома, и расширять дороги некуда.

Но это не совсем так. Простой пример приведу. Появляются новые микрорайоны, там можно хоть по 6 полос сделать в одну сторону, но всё равно — только две полосы, по одной в каждом направлении.

Так произошло с микрорайоном Пашенный. Там вообще чистое поле было — строй, как людям удобно будет, и всё равно сделали две полосы. И так везде.

Метро было бы очень удобным. Это — наша вечная боль. Его ещё с 90-х годов прошлого века строят. На месте первой ветки метро ограждено всё, а теперь ещё из-за строительства перекрыли центр города. Обещают, что — всего на полтора года, но верится с трудом.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня