В ТАСС опубликовали результаты исследования Nikoliers, в котором говорится, что по итогам 2024 г. на российский рынок вышел 61 новый бренд, что почти на 19% меньше, чем в 2023-м. Чаще других среди всех зарубежных стран открывали новые бренды китайские компании. За ними идут фирмы из Италии, Германии, Турции и Южной Кореи.
Партнер Nikoliers Анна Никандрова подчеркнула, что наиболее привлекательные локации после ушедших международных игроков были заняты, и из-за этого на рынок выходило меньше брендов.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Александр Шепелев объяснил снижение числа новых брендов тем, что 2023 г. был периодом очень активной экспансии российских ритейлеров, стремившихся занять торговые площади, которые высвободились после ухода иностранцев.
— В 2024 году произошло определенное насыщение, привлекательные свободные локации были распределены, и темп выхода на рынок новых брендов замедлился. Также стоит учесть изменившиеся экономические условия. За прошлый год ключевая ставка ЦБ выросла с 16% до 21%, доступность заемных денег сильно упала, в таких условиях выведение новых брендов, требующее от компаний дополнительных вложений, может откладываться до лучших времен.
В разговоре с «СП» экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников подчеркнул, что экономические условия в 2024 г. были хуже, чем в позапрошлом, а запуск новых, в данном случае продуктовых брендов (бывают и корпоративные) всегда требует достаточно серьезных расходов.
— Денежно-кредитные условия стали сложнее для бизнеса. На фоне роста ключевой ставки увеличивалась стоимость корпоративного кредита. Он всегда выше, чем ставка, поскольку к нему добавляется маржа, чтобы банки могли заработать.
Конечно, бизнесу оказывали поддержку льготным кредитованием в разных сферах и отраслях экономики. В 2025 году оно сохранится. Но все же льготное кредитование сферы малого и среднего предпринимательства по программе «1764» может сократиться в 5 раз, до 100 млрд рублей (об этом рассказывала замглавы Минэкономразвития Татьяна Илюшникова в интервью «Известиям»). Решение не принято, но обсуждается.
В 2024 году объем выданных льготных кредитов составил 17 трлн руб. Это приличная сумма, правда, из них 10 трлн руб. пошли на льготную ипотеку, производственный сектор получил меньшую часть.
В целом кредитные условия для финансирования запуска новых продуктов и производственных линеек существенно ужесточились. К тому же мы увидели ускорение годовой инфляции до высокого показателя в 9,52%.
Это означает удорожание классических издержек — энергопотребления, транспорта и логистики. Выросли издержки на удержание рабочей силы, то есть социальный пакет. Кто-то оплачивает интернет тем, кто работает на удаленке.
Часть работодателей компенсирует транспортные расходы, другие платят за медицинские услуги для работников. Очень распространенная вещь — это субсидирование выплат по ипотеке и при аренде жилья.
К этому надо прибавить гонку зарплат, теперь работники обходятся дороже, в частности водители и упаковщики. Только за январь-ноябрь 2024 года номинальная зарплата увеличилась почти на 18%.
«СП»: Это фактически сопоставимо с падением числа новых брендов почти на 19%?
— Да, все эти обстоятельства привели к тому, что финансовые возможности предприятий для запуска новых продуктов сократились. Более того, сальдированная прибыль предприятий за январь-октябрь 2024 года уменьшилась на 19%. Это существенная проблема, так как более 50% всех инвестиций финансируются за счет прибыли предприятий.
На внедрение новых брендов повлияли и трудности с импортом, так как у нас не полное импортозамещение и сохраняется достаточно высокая зависимость от зарубежной продукции.
Это технологии, машинное оборудование и даже сырье. Россия не закупает или лишь ограниченно закупает товары из стран, которые объявили нам санкции, а импортируемые товары из дружественных стран бывают хуже по качеству, соответственно их приходится закупать почаще.
К тому же на фоне нескольких волн санкций в отношении финансового сектора все чаще стали возникать трудности с платежами и расчетами с Турцией, Китаем, ОАЭ и даже Казахстаном.
«СП»: По итогам 2024 года 82% новых брендов открыли первые точки продаж в Москве, 7% - в Санкт-Петербурге, и только 11% - в других городах. С чем связан такой разрыв?
— На периферии решать проблемы с вводом новых продуктов сложнее. В Москве есть все-таки помимо федеральных мер поддержки предпринимателей еще и столичные программы, и они весьма существенны. В Санкт-Петербурге тоже.
«СП»: Никандрова упомянула, что за последние 3 года в России не было открыто ни одного крупного торгового центра. Означает ли это, что ТЦ как вид торговли будет уходить в прошлое?
— Отсутствие открытия новых ТЦ связано с уходом западных брендов, прямо сейчас их тяжело заменить. Но не думаю, что ТЦ уходят в прошлое, просто сейчас есть определенная пауза, в том числе из-за того, что к части новых брендов россияне еще не привыкли. Многие рассчитывают, что санкционное давление рано или поздно начнет слабеть, поэтому ТЦ все равно останутся мощным узлом розничной торговли.