Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Бизнес сегодня / Власть
30 января 17:04

Война за «Домодедово»: Лакомый кусок стратегического значения

Аэропорт хотят заставить сменить хозяина ради интересов то ли государства, то ли более преданных ему бизнесменов

3133
Война за «Домодедово»: Лакомый кусок стратегического значения
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Материал комментируют:

В России разгорается скандал, связанный с правом собственности: предметом раздора стал аэропорт «Домодедово», который считают самым перспективным в Московском регионе. Дело дошло до Генеральной прокуратуры.

Претензии к аэропорту самые что ни на есть серьезные: группу компаний «Домодедово» обвиняют в том, что она оказалась под влиянием резидентов иностранных государств. В этой связи Генпрокуратура подала иск о взыскании 100% долей компании «ДМЕ Холдинг» в пользу государства.

Генпрокуратура зарегистрировала свой иск к 32-м структурам «Домодедово», его владельцу Дмитрию Каменщику и председателю наблюдательного совета Валерию Когану.

Согласно иску Генпрокуратуры, в 2024 году Каменщик и Коган попытались создать иллюзию отсутствия иностранного контроля над стратегическим предприятием.

Читайте также
Кровавая трагедия в калужской глуши – отец был застрелен на глазах своего сына Кровавая трагедия в калужской глуши — отец был застрелен на глазах своего сына Сотрудников лесоохраны убивали из старого советского ТТ

Они обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), чтобы одобрить сделку по передаче аэропорта под контроль «ДМЕ Холдинг», и это ходатайство было удовлетворено.

Таким образом, по версии Генпрокуратуры, структуры аэропорта «Домодедово» оказались под контролем резидентов иностранных государств: Каменщика (Турция, ОАЭ) и Когана (Израиль). В период с 2002 по 2016 гг. компания «ДМЕ лимитед», владевшая аэровокзальным комплексом «Домодедово», принадлежала двум гражданам острова Мэн (владение Британской короны) — Джейн Элизабет Петерс (63,74%) и Шону Фергюссону Кэйрнсу (36,26%). В октябре 2016 г. 100% «ДМЕ лимитед» приобрела компания «Аламо лимитед» (Мальта), конечным бенефициаром которой был Каменщик.

Генпрокуратура настаивает на том, что Каменщик и Коган должны были получить контроль над российским стратегическим активом только при наличии решения правительственной комиссии. А за его получением ответчики не обращались.

Более того, начиная с декабря 2016 г. Каменщик и Коган расширяли группу компаний за счет создания новых юрлиц. По данным Генпрокуратуры, они, вопреки требованиям российского законодательства, установили контроль еще над несколькими стратегическими предприятиями.

Аэропорт «Домодедово» также изложил свою позицию: «Московский аэропорт Домодедово строго соблюдает все требования действующего законодательства. Позиция аэропорта будет сформирована после того, как в компании подробно ознакомятся с исковым заявлением», — говорится в официальном сообщении аэропорта.

Что же на самом деле произошло с аэропортом «Домодедово»? С чем связаны претензии Генеральной прокуратуры? С таким вопросом мы обратились к председателю комиссии по Гражданской авиации при Общественном совете Ространснадзора, заслуженному летчику СССР Олегу Смирнову.

— Я помню «Домодедово» с 1965 года, он уже тогда выгодно отличался от других советских аэропортов. Но в 90-е годы, как и всё в нашей стране, он начал приходить в упадок. Как профессионала меня это не могло не тревожить. Неожиданно для всех за его реконструкцию взялась команда молодых бизнесменов во главе с Дмитрием Каменщиком. Они взяли аэропорт в аренду, и вскоре им удалось сделать невозможное: они превратили воздушную гавань в настоящий дворец!

«Домодедово» стало современным аэропортом, и этот аэропорт был признан лучшим в стране. Но как только все проблемы «Домодедово» были решены, на него начались наезды правоохранительных органов. Его владелец Дмитрий Каменщик даже какое-то время находился под домашним арестом. Но со временем под давлением аргументов суды закрыли дело. Придраться было не к чему: Дмитрий Каменщик очень грамотно вел дела.

«СП»: Но сейчас претензии возникли на самом высоком уровне — у Генеральной прокуратуры. С чем, по-вашему, это связано? Дмитрий Каменщик действительно мог нанести ущерб национальным интересам России?

— Думаю, всё связано с желанием поменять хозяина аэропорта. Ну, а что? Он имеет репутацию едва ли не лучшего в стране, вся инфраструктура функционирует безукоризненно. Но главное — «Домодедово» — единственный в Московском регионе аэропорт, который имеет перспективу развития и расширения. Вокруг него, в отличие от других аэропортов, много пустующих земель, которые можно освоить с выгодой.

Его не сравнить, например, с «Внуково», который со всех сторон уже закрыт крышами домов. Вокруг «Шереметьево» тоже все застроено, и там нет перспектив для создания новой взлетно-посадочной полосы. А у «Домодедово» такая перспектива есть. Так что «Домодедово» — это лакомый кусок с любой точки зрения. В этом и причина очередного «наезда» на аэропорт, — считает Олег Смирнов.

Действительно ли нынешний статус владельцев «Домодедово» наносит вред национальным интересам страны? С таким вопросом мы обратились к генеральному директору Ассоциации «Аэропорт» Гражданской авиации Виктору Горбачеву.

— Начнем с того, что Дмитрий Каменщик, кем бы он ни был и какое бы гражданство не имел, вложил в аэропорт «Домодедово» миллиарды рублей. В частности, в строительство третьей взлетно-посадочной полосы, которая должна была отойти полностью государству. Каменщик вкладывался не только в сам аэропорт, но и в привокзальные гостиницы, технические службы.

Когда все увидели, что аэропорт «Домодедово» стал образцово-показательным, вероятно, у кого-то возникли мысли: «А почему бы его и не отжать?», простите, не нахожу других слов.

Но вникая в детали этого дела, надо иметь в виду: в государственной собственности находится аэродром, управление воздушным движением, а не аэропорт.

Читайте также
Авиакатастрофа в центре Вашингтона: О выживших неизвестно, на борту скорее всего были россияне Авиакатастрофа в центре Вашингтона: О выживших неизвестно, на борту скорее всего были россияне Вместо того, чтобы немедленно развести воздушные суда, диспетчер интересовался, видят ли они друг друга

Например, аэровокзал — это не стратегический объект. Гостиница при аэровокзале — тоже. Но отнять у Дмитрия Каменщика хотят всё.

«СП»: Обслуживание аэропорта — это гигантские расходы. Сможет ли государство целиком их покрыть?

— Разумеется, нет. И тут возникает главный вопрос: кто станет новым фактическим владельцем «Домодедово»?

У нас существуют три крупнейших холдинга, которые объединяют аэропорты с аэровокзалами. Это «холдинг «Аэропорт регионов», который фактически, прямо или через опосредованные структуры, контролирует миллиардер Виктор Вексельберг.

Второй по значимости — холдинг «Новапорт», который принадлежит предпринимателю Роману Троценко. Есть еще аэропорты группы «Аэродинамика», которые контролирует миллиардер Олег Дерипаска. Не исключено, что кто-то из них может претендовать на «Домодедово».

А что думают по поводу этой ситуации юристы?

«57-ФЗ не распространяется на сделки в отношении стратегических объектов, если приобретателем является организация, находящаяся под контролем гражданина РФ. При этом гражданин должен являться налоговым резидентом РФ и не иметь иного гражданства, вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве», — считает партнер корпоративной практики, адвокат адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Алена Бачинская.

Но тут возникает закономерный вопрос: является ли второе и третье гражданство препятствием к тому, чтобы юридическое лицо в лице предпринимателя Каменщика перестало быть гражданином Российской Федерации и патриотом России? Впрочем, закон суров, но он — закон!

«Еще задолго до изменившейся геополитики Дмитрий Каменщик и его компания вложили в нашу страну огромные средства, построили один из самых больших и успешных аэропортов в России. Они осуществляли и осуществляют деятельность внутри страны. Проходили множество публичных проверок со стороны органов государственной власти. И теперь, когда они представили всю информацию государственным органам для целей владения через российские юридические лица, к ним возникают претензии и появляется иск Генпрокуратуры», — заявил «СП» адвокат, профессор, председатель президиума МКА «Аронов и Партнеры» Александр Аронов.

Интересы государства — это конечно важно, но право частной собственности в России тоже никто не отменял. Да и 90-е с их рейдерскими захватами тоже, вроде бы, в далеком прошлом. Но на смену этому, похоже, пришли иски надзорных органов.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Борис Долгов

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня